Сделай Сам (Знание) 1990-03, страница 33включены пейзажные или архитектурные мотивы, эмблемы, инициалы владельца библиотеки. Не забудьте только поместить в гравюру надпись: Из книг... и дальше имя и фамилия владельца. Или: «Ех libris» ... суказанием инициалов владельца библиотеки. Не начинайте работать над доской, не определив места для надписи. Лучше всего ее вплести в композицию экслибриса. Посмотрите на приведенный здесь экслибрис (рис. 25)., обратите . внимание, как органично вписан текст в изобразительную ткань этой мини-гравюры. Для тех, кто уже приобрел определенные навыки в искусстве гравирования, посоветуем выполнить экслибрис в технике «сухой иглы». Рисунок процарапывается офортной иглой на металлической (медной или цинковой) или пластиковой пластине. Шероховатости, образовавшиеся по краям бороздок, не очищаются. После нанесения краски она забивается в бороздки. Печатают под сильным давлением. Техника «сухой иглы» удобна тем, что не требует применения кислоты. Но так как образовавшиеся по краям бороздок шероховатости и заусенцы быстро стираются, с одной доски удается выполнить лишь небольшое число хороших оттисков. В последнее время.наряду с экслибрисом все большее распространение стала приобретать так называемая обстоятельственная графика. Такая памятная мини-графика имеет по форме и содержанию много общего с экслибрисом, но больше по размерам и без книго-владельческой надписи. В таких памятно-поздравительных композициях обычно, как и в экслибрисах, прибегают к символике. Сова — символ ученой премудрости. На ученые занятия указывают также изображения глобуса, чернильниц с перьями. А пальмовые ветви и горящие факелы издавна служили аллегориями «светоча знаний». В композиции гравюр часто вплетают различные эмблемы. В композицию гравюр, адресованных детям, так же как и в композицию детских экслибрисов, включают кукол и животных, экзотические пейзажи неведомых стран, парусники и космические ракеты, сказочные персонажи..! Дайте волю своей фантазии. Импро визируйте, пробуйте. Работайте упорно и улыбчиво. Остроумный замысел, легкость, лаконичность подачи сюжета принесут вам успех, наполнят маленькую композицию дыханием и ароматом жизни. Созданные экслибрисы и гравю-.ры начнут вызывать все больший и больший интерес у ваших друзей и знакомых, и, как знать, может быть, благодаря им вы найдете новых друзей и единомышленников. А в заключение для тех, кто прочел материал до конца и несколько утомился, небольшой сюрприз. Две необычные, но исключительно простые техники, при помощи которых легко выполнить поздравительную открытку, а также настенное панно. Оба приема одинаково доступны и взрослым и детям. И надеемся, что они доставят радость и тем и другим. Итак, приступаем к работе. БАРХАТИСТЫЙ ФОННарядны и необычны открытки на ярком бархатистом фоне. А выполнены они следующим образом. Вырезаем из бумаги какой-либо незамысловатый узор (для новогодней открытки, например, подойдут елочки или снежинки). Укладываем узор на подготовленный для открытки кусок плотной бумаги. Придавливаем узор пятаком или более мелкой монеткой. А затем всю открытку обрызгиваем краской из аэрозольной упаковки. Годится и краска, предназначенная для автомобильной косметики. Аппликацию аккуратно снимаем и получаем белый узор на искрящемся бархатистом, переливчатом фоне (рис. 26, 27). Для тех, кто работает с детьми, рекомендуем более простой и безопасный способ. Придумав и вырезав узор, укладываем его на ватман, придавливаем пятаком. А затем, взяв старую 'зубную щетку и чуть-чуть смочив ее водой, проводим несколько раз по сухой г.уаше-вой или акварельной краске. И после этого любым твердым предметом — карандашом или чайной ложкой — 32 |