Сделай Сам (Знание) 1992-03, страница 32источнику света. Более светлыми будут казаться те из них, на волокна которых свет будет падать под более или менее прямым углом. Но стоит только переместить источник света или же повернуть инкрустированное изделие, как светлые ромбики погаснут, а темные, насборот, засверкают. Даже небольшое изделие, отделанное инкрустацией, обклеивается многими десятками, а то и сотнями вырезанных из соломы элементов, имеющих самое различное направление волокон. Поэтому достаточно хотя бы немного повернуть инкрустированный предмет, чтобы инкрустация начала мерцать и переливаться. Хотя соломку и любят сравнивать с золотом, у благородного металла, имеющего однородную структуру, все же нет такого уникального свойства, который имеет обычная солома. Поэтому, желая добиться мерцания золотых и серебряных поверхностей, ювелиры наносят на них мельчайшие бороздки, по сути дела имитирующие соломенные волокна. Инструменты Основной инструмент, применяемый при инкрустировании соломкой, — нож-косяк. В распоряжении мастера должно быть несколько ножей с разными углами наклона лезвия (рис. 26). Изготавливают их из старых скальпелей или же полотен слесарной ножовки. Рукоятку делают из древесины лиственных пород, имеющих прочную и однородную древесину: березы, бука, груши, яблони. Клееную рукоятку изготовляют из двух дощечек толщиной около 7 мм. Широкие грани (пласта) каждой дошечки шлифуют так, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Затем на шлифованной грани одной или же двух дощечек вырезают гнездо, соответствующее форме ножовочного полотна. Вложив полотно в готовое гнездо, грани смазывают столярным или эпоксидным клеем и крепко зажимают дощечки струбцинами. Когда клей высохнет, склеенные дощечки образуют монолитный деревянный блок, который обрабатывают ножом, стараясь придать будущей ручке удобную и красивую форму. Необходимо добиться, чтобы ручка постепенно сужалась в сторону лезвия, а сверху имела бы скошенный торец, который используют для разглаживания приклеиваемых соломин. Вырезая ручку, нужно постоянно примерять ее к ру ке, стараясь добиться того, чтобы рукоятка сидела в руке как влитая. После подгонки поверхности ручки тщательно отшлифовывают. При нанесении на инкрустируемое изделие всевозможных параллельных линий применяют рейсмусы как заводского изготовления, так и самодельные. Рейсмус состоит из колодки со сквозными отверстиями, в которые вставлены один или два стержня с вбитыми на концах иголками. Перпендикулярно к стержням просверлено отверстие, в которое вбивают клин, фиксирующий стержни с иголками в нужном положении. Для расщепления соломки на полоски одинаковой ширины применяются специальные резачки. Каждый резачок представляет собой круглую деревянную палочку, на конце которой вбиты две тонкие иголки остриями наружу. Расстояние между ними должно быть равным ширине соломенных полосок. Таких резачков, имеющих разное расстояние между кончиками иголок, нужно иметь несколько. Чтобы расщепить соломину сразу на две или три одинаковые полоски, применяют резачок с тремя или четырьмя иголками, вбитыми на равном расстоянии друг от друга. Чтобы вырезать из соломы одинаковые элементы узора, имеющие форму круга, овала, цветка и тому подобное, применяют специальные пробойники из стальных трубок. Вырубленные элементы выталкивают из пробойников шомполом из толстой проволоки. Клей или лак на инкрустируемую поверхность наносят с помощью мягкой кисточки, связанной из беличьего волоса. Чтобы кисть было удобно держать в руке, ее длина должна быть не более 150 мм. Материал Для инкрустации используют солому из средней и верхней частей ствола. Удалив острым ножом узлы, солому замачивают в теплой воде примерно в течение часа. Затем каждую соломину расщепляют остроконечными ножницами, разворачивают и гладят утюгом до тех пор, пока она не свернется в крупное кольцо. Все соломенные кольца свертывают в один рулон и в таком виде хранят в сухом месте. Перед работой солому увлажняют лишь слегка, чтобы она стала достаточно пластичной. Затем, положив соломину на 31 |