Сделай Сам (Знание) 1993-01, страница 84

Сделай Сам (Знание) 1993-01, страница 84

1 НАШ АГРОСАМ

В.В.МАРКИН

Пчелиный улей.
Продукты
пчеловодства

Пожалуй, ни в одной своей деятельности человек так часто не упоминал Бога, божественность, как при работе с пчелами. С древних времен мед представлялся людям веществом загадочным и фантастическим. Не умея объяснить его происхождение, народ рассматривал мед как великий дар богов, ниспосланный на землю на благо и счастье людям. «Пчелка — божья пташка», — говорили в народе. Если у кого заведутся пчелы, это объяснялось как знак особенной божьей милости к человеку. Залетевший на чужой двор пчелиный рой сулил хозяину дома удачу и счастье. Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. Священное отношение к пчеле, ее почитание объясняется еще и тем, что один из продуктов пчеловодства (воск) широко употреблялся и употребляется при богослужении. Без пчелы, говорили в народе, не могла совершиться обедня. По представлениям наших предков, мед принадлежит не к обычным продуктам земли, а к миру высшему, поднебесному, где находятся звезды. Именно поэтому в одной из народных загадок пчелы уподобляются звездам: «Ихав Яшка-Семеряшка, за ним бжолы гу-лю-лю» (загадка означает луну и звезды). Мед как продукт поднебесный вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. Поэтому росу называли медвяною или медовою.

Такое обожествление меда, пчел не случайно. Ведь с древних времен люди знали о целебных свойствах продуктов пчеловодства. По их представлениям, мед для смертных служит как средство изле

чения, для бессмертных, то есть для богов, он — источник вечной и блаженной жизни.

В наших народных сказках представления о живой и исцеляющей воде или росе отождествляются с медом, благодатной звездной росой, пробуждающей к жизни героя. И это не только в русских сказках. Помните, в финской поэме «Калевала» рассказывается, как пчела (меги-ляйнен) летит в царство солнца и луны и, омочив в тамошних источниках крылья, приносит на них мед жизни к матери, которая воскрешает им своего изрубленного сына.

Народ присваивал меду, а также вину силу воскрешения. Вот чем объясняется использование его при похоронах и последующих поминовениях усопших.

В небольшой журнальной статье мы расскажем о целебных свойствах некоторых продуктов пчеловодства, об изделиях из меда, а также об устройстве многоярусного пчелиного улья.

Пчелиный улей

Жилище, в котором живут пчелы, принято называть ульем. Борть, колода, дуплянка, сапетка — это все одно улей. Те ульи, в которых пчелы устраивают себе гнездо по своему произволу, называются неразборными. В противоположность им ульи разборные, рамочные более удобны при пользовании. Поэтому сейчас неразборные ульи можно встретить только у отдельных пчеловодов-любителей. Промышленное значение получили ульи рамочные, разборные. В них можно успешно наблюдать за жизнью пчел, в случае необходимости оказать им действенную помощь, из таких ульев легче извлекать мед, не надо ломать соты.

У каждого улья его верх называют головой, низ — пятой. Та стенка, в которой расположен леток, называется передней. Противоположная ей стенка — задней. Две другие стенки называются боковыми. Отверстие в боку улья для осмотра гнезда называют делью; втулку, которой это отверстие закрывается, должеей. Отверстия для выхода пчел (летки) делают либо круглыми, либо в виде продольной щели с деревянной задвижечкой. Все ульи должны отвечать следующим требованиям. Во-первых, они должны быть удобны для осмотра, во-вторых, они должны быть теплыми зимой и прохладными летом, в-

83