Сделай Сам (Знание) 1996-02, страница 42лапчатки прямостоячей, отвар хмеля (Strobuli Lupuli). При первых признаках прорезывания у ребенка зубов ему давали мусолить солодковый корень. Тмин и корни петрушки мать припасала — вдруг у младенца возникнут нарушения в работе почек. Большим выбором домашних лекарств женщина располагала на случай расстройства желудка. Здесь известные до сей поры брусника, черемуха (гло-туха), черника, луговой зверобой, и чистый сок редьки, и татарский бадан fSaxitragacrassifoha), и черноголовник (Sanguisoiba officinalis L.). И сегодня признаются целебными против золотухи настой льняного семени (Sem. lini), отвар всех частей черной смородины (Riles nigrum L.), калины (Viburnum opulus L.), смеси мать-и-мачехи и череды трехраздельной (Herba Br dent is tripartita), золотарника (Cara-gana pygmaea L.), крапивы — жалицы большой (Urtica cannabina L.). Заботливая мать вырастит нюхательный табак и посушит его корни, чтобы прокипяченными в молоке лечить ожоги, чередуя смесь с березовым дегтем, а сам табак с золой и скоромным маслом использовать, если понадобится, против вшей. Опасаясь чесотки, она насушит цветов лютика, в наваре которого мылись при этих недугах наши предки. Иногда, правда, они использовали рассол груздей или сквашивали со сметаной на шестке корни конского щавеля. Случись у кого-либо в семействе сохнет и трескается кожа на руках, мать распарит в кипятке листья 6apv гн (Phellodendron amuiense Rupr.) и привяжет к больным местам на ночь. Свои травы находились для излечения мужских хворей, заразных болезней. Настоем на водке сассапареля (Rad. Sarsaparillae) в народе издавна пользовали больных сифилисом, туберкулезом и страдающих хроническими головными болями. В 1/4 ведра водки клали 1/2 фунта травы и в темноте выдерживали 12 суток. Настойка становится сладковатой, пьют ее сперва 1/2 рюмки 1 раз, потом дважды в день, распределив питье на 12 суток. Кроме заготовок трав, корней и ягод на лечение, крестьянки сушили и перерабатывали некоторые растения на хозяйственные, гигиенические цели. Су шеной и свежей купальницей (Ranunculus асris L.), как и папоротниковым листом (Filices), издавна парили дойники и кринки, а глиняную посуду, в которой предполагалось собирать сливочное масло, прожаривали отваром кудряшек (Tragopogon origutalis L.), «чтобы масло слаще вышло». Большие искусницы в приготовлении домашнего пива, крестьянки употребляли в этом напитке множество трав, среди которых и широко распространенные, и довольно малоизвестные. Поэтому на печном шестке увидишь, бывало, противни с дудками василька (Polemonium caeruleum L.), их клали в «травяное» пиво, хлебное сусло которого перепаривалось со сбором трав: гвоздики (Dianthus sinensis Fisch.), козьего корня (Umbelliferae), душистой мяты. Каждое из этих растений придает пиву свой, характерный вкус. А вот каменный зверобой и омолаживает перекисшее пиво. Особая тема — набор трав, пригодных для лечения домашней скотины. Не все хозяева запасали и использовали у себя эти природные снадобья. Но вот по части трав колдовских, с чудодейственной силой женщины непоколебимо следовали заветам, усвоенным у старших: одолень-трава помогает привораживанию девиц, чертополох служит изгнанию бесов, выхоревым гнездом (Plica Betulae albae) окуривали скот от нечистой силы, мора и подобных напастей. На Иванов день до восхода солнца раскладывали по углам избы кустики ивана-да-марьи, ибо теперь ни один вор не подойдет к дому. Верили, что ветки одномесячной осины (Populus tiemula L.), заткнутые у ворот и по стойкам, оберегают жилище от доступа ведьм... Рассказывая здесь о русской печи и образе жизни, с ней связанном, автор далек от мысли, что нужно и возможно повторение прожитого, хотя и не сомневается, что с появлением слоя зажиточных сельских хозяев, которые будут обосновываться на земле капитально, в просторном доме найдется место и русской печи, и всему тому, что несправедливо утрачивается по мере исчезновения из нашего обихода этого сооружения. |