Сделай Сам (Знание) 1997-02, страница 5СЕКРЕТЫ МАРЬИ-ИСКУСНИЦЫ Издревле вышивкой люди украшали свою одежду, особенно праздничную. Первое место по красоте и эффектности между всеми вышивками следует отвести шитью золотыми и серебряными нитками, его называли «золотиым», а исполнявших его мастериц — золотошвеями. В XVII—XVIII веках этой работой занимались в Испании, Италии, Франции и Германии, здесь вышивки золотом приме -)тлись для украшения церковной утвари. На Руси это искусство известно с глубокой древности. Золотым шитьем украшали одежду, облачения священнослужителей, предметы церковной утвари и убранства жилищ, «конюшенный» убор и другие предметы быта. Знаменитые кокошники — женские головные уборы северных губерний России — исполнялись на заказ мастерицами, использовавшими в орнаменте бисер, фольгу, стекло, рубленый перламутр и речной жемчуг. Головные уборы, украшенные таким образом, стоили дорого. Поэтому они тщательно сохранялись в семье и передавались по наследству. В торжественных случаях использовали платки с вышитым золотыми и серебряными нитями плотным растительным орнаментом. Рисунок занимал половину платка. Декоративный эффект в золотом шитье достигался использованием множества технических приемов. Шитье выполнялось волочеными, или прядеными, нитями. Такие нити вырабатываются и в наше время. Волока — тонкая нить округлой формы, плющенка — тонкая нить в виде ленточки. Употреблялись и нити в виде узкой тонкой полоски драгоценного металла — «бить» и в виде тонкой проволочки, скрученной в спирали, — «канитель». Приемы закрепления золотых нитей на ткани разнообразны. Если работали с тонкой тканью, то золотую нить пропускали сквозь нее, т.е. шили на «проем». В этом шитье стежки одинаковые как на лицевой стороне работы, так и на изнанке. На плотных и тяжелых тканях золотые нити накладывали поверх ткани и незаметно укрепля/Ш тонкой шелковой ниточкой. Узоры прикрепов имеют свои (О X X X о о. о и Ш О £и d > а ш ООсо названия: «рядки», «денежка», «ягодка простая», «ягодка с черенком», «клоп-чик». Шов в прикреп является особенностью древнерусского золотного шитья. Кроме того, существует рельефное шитье золотыми нитями, которое выполняется по карте, по насппиу, — узор предварительно накладывают кусочками картона или застшают мягкими толстыми нитками, после чего по готовому настилу плотно укладывается золотая нить параллельными стежками. В качестве фона для золотого шитья использовались дорогие привозные бархаты, шелковые ткани и тонкая кисея. Шитье дополнялось жемчугом, блестками. В орнаменте вышивки долго удерживались магические символы, корни которых в древнем славянском язычестве. Головные уборы чаще украшались растительными узорами. В вышивке присутствовали изображения птиц, зверей и фантастических животных. Многие узоры золотного шитья XVI— XVIII веков были навеяны богатым пышным декором золотных бархатов и шелков, в изобилии привозимых в Россию из восточных и западноевропейских стран В лучших произведениях русского золотого орнаментального шитья все изо- |