Сделай Сам (Знание) 1997-04 приложение, страница 4

Сделай Сам (Знание) 1997-04 приложение, страница 4

НРЕВаСГГОБНЕ

«Руси есть веселье питье, не можем без этого быти», — так аргументировал свой отказ мусульманам относительно принятия их веры, накладывающей запрет на вино, наш великий князь Владимир. И разумели иноземцы слова те, что русский мир не мог, мол, существовать без «питья», не понимая хитрости отказа князя. А в отечестве нашем всегда четко разделяли два таких понятия, как «вино» и «пьянство» — порок, разрушающий не только человеческое в людях, но и само представление о вине, как знаке радости и достатка в доме. И никакой почвы не имеет под собой миф о том, что со стародавних времен причастны и предрасположены русские к пьянству.

В XI веке как только ни чернили языческую Русь, доказывая дикость наших предков. Но до христианства на Руси выпивали только по трем поводам: при рождении ребенка, одержании победы над врагом и на похоронах. Да и долго, очень долго на Руси преобладала «престижная» форма потребления алкоголя: пиры, стоившие дорого, доступны были лишь князьям и являлись не одним развлечением, но и закреплением дипломатических контактов, торгово-хозяйственных договоров, данью уважения к соседу. Да и пили-то пьяные напитки не в нынешнем понимании слова, а вина медовые, брагу и пиво, куда как уступающие по крепости и превосходящие по качеству теперешние зелья.

Однако и такое употребление алкоголя осуждалось. Один из первых писателей Древней Руси Феодосий Печерский (семидесятые годы XI столетия) сравнивал пьяного с бесноватым, от неразумных действий которого страдают окружающие: «Бесноватый страдает поневоле и может удостоиться жизни вечной, а пьяный страдает по собственной воле и предан на вечную муку».

В «Поучении» Владимира Мономаха, относящемся к 1096 году, содержались предупреждения против злоупотребления пагубным зельем. В пресловутом «Домострое» есть такое обращение: «Господи ради, отверзни от себя пьянство. Ибо недуги и все зло рождаются от него!»

Водку Россия впервые получила от генуэзцев, торговавших с нашими предками в конце XIVстолетия (1398год). Она завозится сначала в Южную Русь, а в первой половине XVI века начинается распространение ее на северо-восток нашего государства.

Продажа водки находилась в ведении «волчьей корчмы», функционирующей сезонно: осенью, после окончания сельскохозяйственных работ, и зимой. Примечательно, что корчмарь избирался народом на строго определенный срок и из людей уважаемых. Кроме того, общинное самоуправление осуществляло меры социального контроля: следило за качеством напитков — преобладали не очень крепкие. Злоупотребление осуждалось, пресекалось и высмеивалось характером и стилем общения в застолье — корчма была разновидностью мужского клуба, подросткам и женщинам пить водку запрещалось.

Массовое потребление крепких напитков начинается на Руси к концу XVI века, когда производство и продажа алкоголя всецело переходит в руки государства. Вернувшись после похода на Казань, Иван Грозный в 1552 году запретил торговать водкой в Москве, позволив пить ее одним опричникам. По высочайшему его повелению «на Балчуге» (на топи) был выстроен особый дом, названный на татарский манер кабаком. Кабак «на Балчуге» стал местом увеселений государя московского и его приближенных. Скоро, однако, прави-

3