Сделай Сам (Знание) 2002-02, страница 48

Сделай Сам (Знание) 2002-02, страница 48

Главное при росписи ангобами, чтобы коэффициент усадки глины самого изделия был одинаков с коэффициентом усадки ангоба при сушке и обжиге. Изделие или его часть протирают влажной губкой. Ангобы растирают не слишком мелко, иначе при сушке они могут отслоиться.

Добавки подбирают в зависимости от усадки при сушке и обжиге. В жирные глины добавляют толченый кварцевый песок или очень мелкую молотую крошку (но не пыль). Для лучшего схватывания ангоба иногда добавляют 10—15% глины, если она незначительно окрашена. Добавка до 30% поташа придаст ангобам приглушенный блеск и без глазури.

Все окислы, добавляемые в ангобы и глазури, прокаливают при 600—800°С и тщательно растирают. Добавляя к белому ангобу окислы, получают цветные ангобы.

Растворимые в воде соли металлов тоже применяют для окраски изделий. Для интенсивности цвета в состав вводят соду, но избыток щелочи может привести к пятнам на изделии. Жидкую беложгу-щуюся глиняную массу смешивают с раствором соответствующей соли. Для раствора берут восьмидесятикратное количество воды и добавляют одну каплю кислоты (соляной, серной, азотной). Соду в таком же соотношении тоже разводят водой и оба раствора смешивают. Этот способ дает равномерное выделение окислов из

солей в тончайшем (дисперсном) состоянии.

Ангобы так тоже получаются, но они дают нечеткую границу цвета, поэтому лучше смешивать для них порошки, а не растворы:

Синий цвет: окись кобальта или гидрат окиси кобальта (1—3%), углекислый кобальт (1—4%), фосфорнокислый кобальт (2-6%).

Серо-голубой цвет: окись никеля (1— 4%), окись кобальта (0,5—2%).

Зеленый цвет различных оттенков: окись хрома (0,3—3%) с добавкой солей кобальта (0,1—0,5%) или меди (0,2—5%).

Желтый цвет: окись желёза (1—3%) с добавкой рутила (1—3%).

Коричневый цвет: окись железа (3— 10%), перекись марганца (5—10%).

Черный цвет: смесь окиси железа (4— 8%), окиси марганца (2—5%), окиси хрома (1%), окиси кобальта (1—3%).

На необожженное изделие цветная масса наносится пульверизатором, по ней можно сделать любой рисунок — иглой, стеком, костью или пальцем.

Керамические изделия, расписанные ангобами и солями, обжигают при 1700— 800°С, поместив в закрытую капсулу (в горне прямое воздействие пламени и дыма приводит к неуправляемым и нежелательным изменениям цвета). В электропечах этого делать не нужно.

После предварительного обжига керамику покрывают глазурью и вновь обжигают при более высокой температуре.

Таблица соотношения количества соли и соды для получения красителей

Таблица соотношения количества соли и соды для получения красителей

Соль

К-во (г)

Сода (г)

Сода (г)

пищевая

кальцинированная

Азотнокислый кобальт

3,9

3,82

1,41

Сернокислый кобальт

3,75

Азотнокислый хром

5,25

5,65

2,1

Сернокислый хром

4,7

Аммиачно-хромовые

квасцы

6,3

Хлорное железо

2,03

5,36

2,0

Аммиачно-железные

квасцы

6,03

Железный купорос

3,48

Азотнокислый никель

3,5

3,8

1,4

Сернокислый никель

3,6

Медный купорос

3,1

4,1

1,5

46