Сделай Сам (Знание) 2003-01, страница 128

Сделай Сам (Знание) 2003-01, страница 128

ве, где все помогают друг другу, проще выжить. Не потому ли одним из самых экзотических для иностранцев русских праздников стал праздник русской зимы. Можете ли вы представить себе, чтобы в солнечной Италии, например, отмечали праздник «итальянского лета»?

А еще мороз способствовал укреплению здоровья и необыкновенной закалке наших предков, которая начиналась с самого их нежного возраста. В конце XIX в. врач Е.А. Покровский, известный в ту пору специалист по физической культуре, писал: «Кожа детей в Вятской губернии становится малочувствительной к воздушным переменам, и поэтому же в деревнях нередко доводится видеть, как в зимнее время годовалых или даже в меньшем возрасте детей, ничем, кроме рубашки, не одетых и не покрытых, переносят, через всю улицу в соседний дом, без всяких последствий».

Столь же закаленными становились не только русские, но и все другие народы России. Вот, например, как описывали современники быт народов Северного Кавказа в конце XIX в.: «Кабардинцы, кавказские горцы живут в жилищах, покрытых хворостом и кое-как обмазанных глиной. В этих жилищах нет ни дверей, ни окон, но вместо последних существуют только отверстия без рам и стекол. Зимой в этих саклях мороз доходит до минус 12—15° С.

...Горянки ежедневно два раза утром и вечером совершали детям ниже поясницы омовение очень холодной водой, начиная с первого дня жизни. Обыкновенно это делалось следующим образом: взяв из люльки своего младенца, женщина обмывала его, не стесняясь ненастной погоды в холодное время года. Обмыв ребенка, несла его в хату и там укладывала на голой земле, а сама возвращалась стирать пеленки...

А нашим не холодно?

Затем мать раскладывала мокрые пеленки вокруг огня и как только они делались теплыми, бесцеремонно пеленала в них ребенка, хотя пеленки были еще совершенно мокрыми. Таким образом, ребенок находился постоянно в мокрой ткани. Этот процесс обмывания и пеленания повторялся и вечером».

А путешественник Г. Беньковский в 1882 г. с удивлением описывал историю, приключившуюся с ним у ставропольских калмыков: «Однажды в глубокую и холодную осень мне пришлось остановиться и кормить лошадей. Вошедши в кибитку бедного калмыка, я увидел 4-летнего мальчика, совершенно голого, гревшегося у огня. О бедности хозяина свидетельствовала и ветхая кибитка, и находящаяся в ней рухлядь.

На обратном пути я нарочно заехал к этому калмыку и подарил ему ситца на рубаху для мальчугана. Вскоре мне опять случилось кормить лошадей в этом месте, и я опять, вошедши в знакомую кибитку, увидел того же мальчугана по-прежнему голого. Тогда я спросил мать: «Почему он без рубашки?» Та отвечала: «Я ему сшила рубашку и надела, он в тот же день ее

Парадоксы российского климата: декабрь в Сочи

126