Сделай Сам (Знание) 2003-01, страница 126

Сделай Сам (Знание) 2003-01, страница 126

нам дороги все ее народы, «сливающиеся друг с другом своими особенностями», и именно поэтому недавно ушедший от нас академик Борис Александрович Рыбаков — один из крупнейших историков и археологов XX столетия, которому мы обязаны раскрытием многих тайн происхождения и развития многочисленного славянского племени, труды которого по археологии, истории, культуре славян и Древней Руси становились сенсациями в научном мире, которого журналисты и писатели вполне заслуженно называли ратником российской науки, оставил нам мудрый завет, утверждая, что «формирование национального самосознания и его роль в историческом творчестве народов — тема необъятная. Актуальная, как, быть может, никогда раньше. Тема, если можно так выразиться, обидчивая, тонкая, больная. Она вплотную связана с воспитанием подлинного патриотизма и подлинного интернационализма. Но ведь есть немало фактов, которые указывают на давние братские или дружеские связи, положим, русского народа с другими славянскими и неславянскими народами. Вообще опыт общения разных народов должен быть хорошо известен и усвоен современным сознанием и на современном, достойном развитых людей уровне».

Именно это формирование национального самосознания должно стать, по утверждению Б. А. Рыбакова, основным направлением развития исторической науки. Но современная жизнь доказывает нам, что это направление должно развиваться не только в сторону нашего прошлого, нашей истории, но и в сторону настоящего и будущего.

Вдумайтесь, сегодня СМИ называют нас электоратом, когда становятся нужны наши голоса на выборах, налогоплательщиками — когда становятся нужны государству наши доходы, населением — когда озабочиваются нашими проблемами, в лучшем случае, гражданами — когда стараются напомнить нам об обязанностях по отношению к государству, но редко, очень редко нас называют Народом. Почему? Об этом можно рассуждать очень долго, но представляется очевидным, что корни многих наших сегодняшних невзгод скрыты именно в том, что стали мы подзабывать это гордое слово.

А если не ощущает себя «население» единым народом, значит, и не чувствует

ответственности перед страной, не ощущает ее своей Родиной. Ибо население — это имя обывателей, сосуществующих в неком общежитии, где жилье временное, а люди — лишь квартиранты, ни за что не отвечающие и ни о чем не переживающие...

Вот и выходит, что завет академика Рыбакова о формировании национального самосознания и об определении его роли в жизни народов — задача не только исторической науки, но и современной политики.

Именно к этой, в самом деле, весьма непростой теме, но так сказать, в ключе нашем, «сделайсамовском», обратились мы в приложении к журналу «Сделай сам» № 2, 2002 г. Брошюра та называлась «Знай наших! или Особенности национального образа жизни». В ней начали мы разговор о российском своеобычае.

Ваши письма и звонки в редакцию, дорогие читатели-единомышленники, доказывают, что эта тема в самом деле важна, значима, интересна многим. Вы вносите свои дополнения, пожелания, подаете новые идеи. Нас это убеждает в правильности выбранного пути. И мы решили продолжить рассказ об особенностях российского обихода, но ограничить эту необъятную тему, так сказать, зимним сюжетом. Не будем раскрывать всех секретов — приложение перед вами. Читайте, обсуждайте, дополняйте! Как всегда ждем ваших писем!

«Великий мраз»...

Рассказывают, что однажды император Павел I в обществе, где было много князей, спросил Ф.В. Ростопчина: «Скажи мне, отчего ты татарского происхождения, но не князь?» После минутного колебания Ростопчин спросил императора, может ли он назвать настоящую причину, и, получив утвердительный ответ, сказал:

— Предок мой прибыл в Россию зимой.

— Какое же отношение имеет время года к достоинству, которое ему было пожаловано? — спросил император.

— Когда татарский вельможа, — отвечал Ростопчин, — в первый раз являлся ко двору, ему предлагали на выбор или шубу, или княжеское достоинство. Предок мой приехал в жестокую зиму и отдал предпочтение шубе.

124