Сделай Сам (Знание) 2003-04, страница 60триумфами и трагедиями. И чем больше задумываемся мы о своей истории, тем яснее ощущаем связь прошлого с настоящим, тем правильнее сможем построить будущую жизнь и тем ярче становится нравственная и духовная культура народа. Ее сохранение - наш святой долг и обязанность по отношению к земле, где мы родились, живем и можем трудиться благодаря беспримерному мужеству наших предков, сохранивших на протяжении многих столетий русскую самостоятельность, самобытность и культуру. К сожалению, — и это факт — разрушены многочисленные памятники архитектуры, уничтожены рукописи, но не погибла народная память и мудрость. Она жила и живет в новых и старых книгах, в календарях и месяцесловах. О них, о старинных календарях, и пойдет мой рассказ. Журавлиный клин возвращается к прошлому, летит в настоящее. Торжество нового года Евдокия Летоуказательница: мартовское новолетье Первая страница каждого календаря посвящена новому году, самому любимому празднику на Руси. Оглядываясь назад, кто не задумывался, не вспоминал о радостях или невзгодах минувшего, кто с надеждой и мечтой не смотрел вперед и не ждал лучших перемен в наступившем году?! На протяжении многих столетий с верой в прекрасное будущее жили россияне, и от всей души в каждое новолетье за семейным праздничным столом звучали здравицы, пожелания добра и счастья. Перед пробуждением природы хлебопашцы и скотоводы тщательно готовились к предстоящим полевым работам, по погодным приметам, по «подсказкам» животного и растительного мира пытались определить, каким будет урожай. Например считалось, что если на Евдокию Летоуказательницу (1/14 марта)1 каплет с крыш, то лето будет теплым, Федот (2/15) злой - не быть с травой, на Ко-нона (5/18) ясно — лето не будет градо-бойное, на Алексея теплого (17/30) пригревает солнышко — весна будет скорой; а 1 Первая цифра означает старый стиль, вторая — новый. если снега в этот день тают дружно — то жди дождливого лета. В тяжелом повседневном труде люди завоевывали свое счастье на жизнь, на продолжение человеческого рода. Не изменяя дохристианским традициям предков, совершали обряды, поклоняясь силам природы, надеясь обуздать или задобрить стихии. Как правило, конкретной даты наступления и встречи нового года не было. Обычно он приходился на первые весенние дни, чаще всего на март, но порой «забегал» на февраль или апрель, в зависимости от появления новой Луны. Учет времени велся от сотворения мира. В Первой Новгородской летописи, например, отмечено: «В лето 6645 (т.е. в 1137 г. — Прим. автора) наступушу в 7 марта...». Через год, судя по Лаврентьевской летописи, новолуние пришлось на 5 марта, чем и обозначило «лето 6647». 26-летний иеродиакон Кирик и «конец света» Конечно, в разных уголках необъятной и непроезжей Руси местные жители ориентировались на свои, только им известные, расчеты. В те годы этим премудрым ремеслом занимались в основном просвещенные монахи. Одно из ранних сочинений, дошедших до нас в списках, — «Учение им же ведати человеку числа всех лет». Написал его в 1136 году 26-летний иеродиакон «Кирик церкви святой Богородицы Антониева монастыря в Новгороде». К сожалению, никаких сведений о жизни этого ученого не сохранилось. Труд Кирика заслуживает особого внимания: в нем отражены выдающиеся для домонгольского периода знания астрономии, математики, хронологии и календарного дела. «В каждом году, - пишет новгородец, - 365 дней, и на каждый 4-й год прибавляют один день високосный». Или же: «Да будет известно, что это исчисление написано в 6644 г. от Адама, а до 7-й тысячи осталось 356 лет». Чего же не досказал Кирик в этом расчете, упомянув, что до семитысячного года осталось 356 лет? Для многих христиан эта круглая дата стала магической. Ни в Греции, ни на Руси никто не решался выполнять расчет таблиц пасхальных празднеств далее семитысячного года. Именно в это время ожидался конец света. Точнее, в ночь с 24 на 25 марта (1492 года от Рождества Хри 59 |