Сделай Сам (Знание) 2008-02, страница 89

Сделай Сам (Знание) 2008-02, страница 89

Кухонные ножи затачивают под очень малым углом. Этим достигают широкого и тонкого острия, что четко проглядывается на свету (рис. 8, б, е\ 10, а). Если в месте схождения плоскостей, образующих угол, возникает полоска, то заточка не закончена.

Сантехнические, электромонтажные, столовые, перочинные и т.п. обладают значительно превосходящим углом (рис. 8,в) заточки. Они будут резать несколько хуже, чем кухонные ножи. Зато затупление будет наступать позже. Частая заточка «выедает» полотно ножа. Суженное полотно ножа не прибавляет ему ни красоты, ни прочности.

Нож для заточки кладут на брусок совсем плоско, когда брусок первого вида (рис. 9, а, б, г, е). Затем нож приподымают так, чтобы одна из плоскостей острия совпала с плоскостью бруска. Пальцами прижимают осторожно рукоятку и ведут ее. Обычно это делают на столе. Поэтому хорошо бы наклониться и следить за контактом плоскостей острия и бруска. Нож по бруску перемещают спирале- или кругообразно, или возвратно-поступательно, стараясь его держать под одним углом (рис. 10, а).

Полностью затачивают одну плоскость острия. Увы, глаз решает сей вопрос. Если есть сомнения, то приступают к заточке второй плоскости острия. Свет, глаз и проявление остроты при резании «доложат» об успехе заточки. Идеальная заточка, когда мысленная плоскость пройдет через продольную ось полотна и линию через воображаемую вершину острия.

Третий способ проверки остроты заточки опаснее двух, ранее изложенных, хотя и он без всяких замысловатостей. Подушечкой конечной фаланги большого пальца, т.е. поверхностью конца большого пальца, проводят еле-еле поперек лезвия. Остальные пальцы поддерживают нож за обух. Тупость заточки сразу ощутима. Пореза не избежать, когда нажимают даже на затупленное лезвие или ведут подушечку пальца вдоль лезвия. Наименьшая вероятность пореза таким путем у лезвий ножниц.

Ножницы тоже затачивают на бруске. Как тут не вспомнить о цирке и фокусах. Широко раздвинув оба ножа-лезвия ножниц, прикладываем их режущими кромками так (рис. 10,6), как будто хотим разрезать брусок. Внимание обращаем на то, чтобы ножи прилегали к бруску под углом предыдущей заточки. Полностью это редко осуществимо. Теперь производим сведение ножей, словно режем, к примеру, картон. Несколько таких «кусаний» — и испытывают на бумаге достижения заточки, которую повторяют при плачевных результатах. Безусловно, навыки в заострении таким манером лучше приобретать на ножницах, абсолютно не режущих.

Кто не желает цирковых эффектов, пусть заостряет ножницы иным путем. Лезвия ножниц максимально разводят или их разделяют, когда шарнир позволит. Лезвие кладут на край стола, доски, табурета и т.п. наружной стороной, обращенной кверху. Брусок ведут вдоль лезвия и обратно по прежнему углу заточки. Смычок скрипки — не пример. Им двигают поперек струн. Проведя несколько раз по одному лезвию, то же производят и со вторым. Подушечка большого пальца в данном случае слишком слабый контролер заточки, да и почти безопасный. Ножницы проверяют, разрезая материал. Плохо действуют, значит, заточку продолжают. Но никогда ножницы не затачивают с внутренней стороны. Это приведет только к их затуплению.

Наличие слабосветящихся мест на острие при проглядывании его на свет (рис. 8, е) докажет тоже необходимость дальнейшей заточки. Плохо то, что практическая невозможность вести заточку острия под одним углом ведет к излишнему износу этого острия. Уменьшение погрешностей заточки, скажем, на ноже, достигаем, когда доводим поначалу одну плоскость острия многократными перемещениями, вслед за тем другую. Удаление заусенец и парадную чистоту поверхности получают на оселке.

Увеличение погрешностей заточки получаем, когда имеем второй вид

87