Сделай Сам (Огонек) 1995-01, страница 22семье есть набор отслуживших свой век вещей, причем у каждой хозяйки свои пристрастия и вкусы, то изделия получатся неповторимыми, придавая дому не только уют, но яркую индивидуальность, что так важно в наших стандартных по планировке квартирах с привычным набором мебели и других предметов быта. Совершенно уверена, что после первой же вещи, сделанной своими руками «из ничего» и получившей одобрение домашних, автору ее обязательно захочется сделать что-нибудь еще. Как правило, если уж творческий процесс начался, его и не остановить. При этом каждая женщина получает удовольствие дважды: и от красивой нарядной вещи, украсившей дом, и от того, что ушли постоянно мешающие, перекладываемые с места на место лоскуты и старые вещи. Пользуясь приемами аппликации, в зависимости от того, какие лоскуты окажутся под рукой, легко варьировать рисунки, делая их в виде орнамента на заданном фоне или обыгрывая определенную тональную гамму геометрическими или свободно скомпонованными элементами, хорошо смотрятся также тематические композиции на различные сюжеты. Используя пластичность драповых тканей, удается создавать изделия, имеющие довольно высокий рельеф, и даже объемные, только прикрепленные к фону. Таким способом, например, выполнены описанные ниже работы «Каллы» и «Цветы дорог». Из лоскута, так же как из ниток, делают кисти, помпоны, подвески, бахрому и другие элементы, позволяющие разнообразить и обогащать лоскутные композиции. Работа с лоскутом в отличие от многих других видов декоративно-прикладного искусства не требует никаких особых навыков Понадобятся только фантазия и швейная машинка, а то и просто иголка вместо машинки. Осно вой, на которую нашивается лоскут, обычно служат мешковина, бортовка, любая другая плотная ткань, даже собранная из кусков. Конструкции рам и каркасов для каждой работы зависят от их назначения. Иногда это четко ограничивающие работу рамы, одновременно выполняющие функцию несущих элементов, как в предлагаемых ниже работах «Каллы» и «Цветы дорог». Иногда композиция свободна, и жесткий деревянный каркас из реек, позволяющий изделию сохранить форму и служащий для крепления подвесок, спрятан с задней стороны работы. Таким образом, то или иное решение всегда диктуется необходимостью добиться максимальной выразительности в каждой работе. Процесс выполнения всех изделий (кроме свободных композиций, собираемых из лоскутов произвольной формы «по месту», без предварительного эскиза) начинается с создания наброска самой работы в малом масштабе. После этого рисунок увеличивают до нужного размера и все его детали тщательно прорисовывают. Затем детали рисунка, в соответствии с замыслом, слабо окрашивают цветными карандашами, акварелью или гуашью в нужный цвет. И потом уже подбираются лоскуты соответствующего цвета и тона и еще раз, уже окончательно, определяется цветовая гамма. С нового (увеличенного) рисунка снимают кальку, с которой рисунок переносят на основу. Если основа является фоном для композиции, то сразу уточняют ее размеры и обозначают контуры элементов композиции, чтобы затем, натягивая основу на рамку, не перекосить ткань. Основа должна на 3...4 см выступать за наружные контуры рамки. Проще всего перевести рисунок на основу следующим образом: все линии рисунка с изнаночной стороны кальки обводят жирно-мягким черным каран-
|