Сделай Сам (Огонек) 1995-02, страница 40

Сделай Сам (Огонек) 1995-02, страница 40

Два круглых бутона вышивают двухсторонней гладью: клеточки — по счету нитей, а зубчики — по рисунку. «Счетная гладь» клеток ведется вертикальными стежками, которые плотно прижимают друг к другу (рис. 33). Клетки сеток в сердцевинах крупных цветов заполняют воздушно-петельным швом (см. рис. 27), но заполняют не все клетки, а через одну — в шахматном порядке. Закончив одну клетку, переходят по диагонали к другой и т. д.

По верхнему и нижнему краям прямоугольника с вышивкой, а также верхнему краю фестонов проводят полосы двухсторонним швом «роспись». Если ткань сравнительно толстая (суровое полотно, холст), то шов «роспись» выполняют по счету нитей ткани, в других случаях — по рисунку. Этот шов, обрамляя прямоугольник с вышивкой, очень удачно «связывает» его с тканью полотенца. Делают его в два приема. Сначала кладут ряд диагональных стежков слева направо швом «вперед иголку». Затем, дойдя до конца полоски, продолжают «роспись» в обратном направлении, располагая стежки в пропущенных местах росписи строго по рисунку (рис. 34).

Внутреннюю поверхность клеток, образованных швом «роспись», через одну заполняют двухсторонней «счетной гладью» (вертикальными стежками). Эти клетки на рис. 28 выделены штриховыми линиями.

Когда вышивка закончена, определяют местоположение мережки, продергивают для нее полосу шириной 10... 12 мм и, переплетая оставшиеся нити основы, выполняют мережку «простой городок» (см. рис. 16).

Сетку внутри фестонов полностью заполняют воздушно-петельным швом (см. рис. 27). Нижний край фестонов обшивают по краю одним рядом тамбурного или стебельчатого шва (см. рис. 30 и 31). А затем, захватывая этот шов, край фестонов обшивают петельным швом (см. рис. 7).

Закончив вышивку одной стороны полотенца, ткань не снимают с рамы, не обработав вышитую часть ее должным образом, что относится к любому виду строчевышитых полотенец. Для этого в теплой воде сбивают мыльную пену и мягкой хлопчатобумажной тряпочкой (не цветной!) намыливают за-пяленную сетку с узором. Затем мыль

ную пену снимают отжатой тряпочкой, вышивку прополаскивают под слабой струей теплой воды, дают последней стечь и крахмалят сетку. Крахмал заваривают из расчета одна неполная (без горки) чайная ложка на стакан воды и наносят его тряпочкой как на лицевую, так и на изнаночную стороны вышивки. В дальнейшем изделие тщательно протирают с двух сторон, чтобы на нем не осталось крахмальной пленки, и оставляют полотенце в раме до полного высыхания. Затем снимают с рамы готовый конец полотенца и запя-ливают другой, не вышитый.

После того как таким же образом вышита и обработана вторая сторона полотенца, его снимают с рамы, выравнивают и подрубают боковые срезы. Обычная ширина бокового рубца 7... 10 мм. Если удалось приобрести узкую полотенечную ткань, то боковые срезы не обрабатывают, так как по бокам пройдет кромка ткани. Но в этом случае следует учесть, что со временем кромка обязательно подсядет и будет сборить полотенце.

После подрубки боковых срезов, если это необходимо, обрезают лишнюю ткань по внешнему контуру фестонов. Полотенце стирают второй раз полностью обычным способом, опять слегка крахмалят и подсушивают в расправленном виде. Влажное полотенце гладят горячим утюгом с изнанки на мягкой ткани, что сохраняет объемными элементы вышивки. Ткань полотенца, не заполненную вышивкой, проглаживают и с лицевой стороны. В конце полотенцу дают остыть в расправленном виде.

Полотенца, вышитые строчевым шитьем, очень прочны и функциональны. Их можно стирать и кипятить с белым бельем. Служат они не одно десятилетие, а, точнее, столько, сколько способна «прожить» выбранная для их вышивки ткань. Суровому же полотну и холсту «сноса нет».

Как правило, когда с годами начинает «ползти» ткань, вышивка такого полотенца остается в полной сохранности. Особенно долго живут работы, выполненные «настилом» по мелкой сетке. Недаром их так любили на Руси за красоту, простоту и долговечность. Из поколения в поколение передавались такие полотенца. Творите красоту, милые женщины, на благо вашему дому и всем, кто эту красоту увидит!