Сделай Сам (Огонек) 2003-05, страница 28

Сделай Сам (Огонек) 2003-05, страница 28

«

перенесен (как говорят музыканты, транспонирован) в более низкую первую октаву (пибо малую, большую или контроктаву). При емкости конденсатора С1 = 0,001 мкФ, уменьшая сопротивление резистора R2, минорный аккорд начнет транспонироваться вверх — в любую тональность второй, третьей или даже четвертой октавы (см. таблицу 1). Чтобы перейти в более высокую октаву, придется уменьшить емкость конденсатора С1 (скажем, до 0,0005 мкФ). Впрочем, делать это вряд ли потребуется, и тот частотный диапазон, который приведен в таблиц е 1, видимо, вполне достаточен, чтобы удовлетворить самые разнообразные. вкусы.

Но минорный аккорд не только тревожный, но и грустный, без нужды навевающий тоску. Чтобы перейти к радостному мажорному аккорду, схему звонка придется несколько усложнить.

Мажор отличается от минора лишь тем, что взамен малой терции (?2 =1,2F,) берется большая (Fz = 1.25F,). Тогда требуемые соотношения частот получим так.

Основного тона тут достигнем де

лением частоты F на 15. Следовательно, F,=F/15 или F=15Fr Большая терция образуется, если F поделить на 12(FZ=F/12=15F,/12=1,25F1), а чистая квинта — на 10 (F3=F/10=15F1/ 10=1,5F,). Как раз это и достигается схемой звонка на рис. 2.

Здесь счетчик-дешифратор DD2 сперва делит частоту F на 3. Эту промежуточную частоту микросхема DD3 делит на 5, a DD4 — на 4. Поскольку общий коэффициент деления частоты равен произведению частных коэффициентов, на выходе О микросхемы DD3 формируются импульсы частотой F,=F/15 (так как 3x5=15), а на выходе 0 микросхемы DD4 - F2=F/12 (поскольку 3x4=12). Значит, головка ВА1 станет воспроизводить основной тон, а ВА2 — большую терцию. А вот головка ВАЗ по-прежнему излучает чистую квинту, так как коэффициент деления частоты у счетчика-дешифратора DD5 тут максимально возможный для микросхемы К561ИЕ8 и равный 10 (ее вход R подключен к корпусу).

Тональность генерируемого мажор-