Сделай Сам (Огонек) 2003-06, страница 65

Сделай Сам (Огонек) 2003-06, страница 65

правый, соответственно, несколько больше справа. Обе эти картинки наш мозг синтезирует в единое объемное изображение. В отличие от нашего парного органа зрения, единственный объектив фотоаппарата воспринимает облик предмета только «в лоб», рисуя ближние и дальние планы в одной плоскости.

Но мириться с таким привычным положением вовсе не обязательно. Издавна предпринимались попытки достичь объемного видения мира фотографическим путем, снимая объект дважды (из отстоящих одна от другой точек), и затем рассматривая оба снимка одновременно, каждый «своим» глазом. Первая успешная попытка такого рода была осуществлена в 1844 г., когда еще в фотографии применяли светочувствительные материалы, содержащие га-логениды серебра (так называемый дагерротипный метод получения фотоизображения). Позднее, когда фотографические процессы значительно упростились и стали доступны широким кругам любителей, стали выпускать камеры с двумя разнесенными объективами, делающие одновременно «левый» и «правый» снимки. Так, в проспекте торговой фирмы П.О. Гофмана («Склады фотопринадлежностей в Москве и Петербурге»), выпущенном в 1904 г., рекламируется солидно построенная стереоскопическая камера «Гиг». В советское время выпускались широкопленочные стереокамеры «Спутник», а для малоформатных апара-тов типа «Киева», «Зоркого» производились стереоприсгавки, позволявшие с помощью зеркал уместить на стандартном кадре стереопару снимков. Нынче желающим любоваться чудом стереофотографии пришлось бы раскошелиться на дорогостоящие зарубежные модели; по этой причи

не отдельные фотолюбители создавали собственные конструкции сте-реокамер, используя для этого известные модели фотоаппаратов «Агат-18» и «Зенит». Для этого корпуса аппаратов сращивались, создавался единый фильмовой канал, управление затворами и объективами блокировалось, обеспечивая совместное управление.

Однако существует совсем простой, доступный всем путь получения сте-реоснимков обычным однообъектив-ным аппаратом. Ведь стереопара получится не только при одновременной съемке «левого» и «правого» кадров двумя разнесенными объективами, но и при последовательной съемке объекта одним объективом, но с разных точек. К сожалению, в этом случае невозможно получать стереоснимки движущихся объектов. Главное при такой последовательной съемке объекта — обеспечить неизменность горизонтального уровня точек, из которых ведется фотографирование, а также направление камеры на объект. Поэтому вести съемку лучше с горизонтального упора. Расстояние между камерами, отсчитываемое между оптическими осями оптики в двух положениях — так называемая сте-реобаза, также должно находиться в определенных пределах. Расстояние в 65...70 мм соответствует восприятию нашего органа зрения, а вот увеличение этого расстояния до 110 мм дает преувеличенную передачу перспективы. Всем этим требованиям отвечает приспособление (рис. 1), с помощью которого удается получить качественные снимки для стереопары. Основа приспособления — направляющая с боковыми упорами, в пазе которой можно перемещать аппарат. На задней стенке направляющей укреплена верти