Сделай Сам (Огонек) 2004-06, страница 82

Сделай Сам (Огонек) 2004-06, страница 82

возможность периодически открываться, вследствие чего резистор R13 тоже участвует в работе звукового генератора, у которого частота повысится до F = 1448 : [С9 • R13 • R14 : (R13 + R14) + С8 • R13 • R16 : (R13 + R16)]. Если же С8 = С9 и R14 = R16, то F = 724 (R13 + R14) : С8 • R13 • R14. Первый из этих двух звуковых тонов условно назовем пониженным, второй — повышенным. Сперва имеет смысл настраивать частоту пониженного тона. Удобнее всего ее принять равной резонансной частоте излучателя НА1 (СП-1, ЗП-1 или иного).

Настраивают пониженный тон так. Резисторы R13, R14 и R16 временно отпаивают, а вместо них используют единственный переменный резистор сопротивлением 150...200 кОм. Один его вывод соединяют с корпусом, другой — с катодом диодов VD5 и VD6. Подбирая требуемое сопротивление этого вспомогательного резистора, добиваются резонанса. Учтите, что при данной операции верхний (по схеме на рис. 3) вход элементов DD2.3 и DD2.4 следует временно отключить от анода диодов VD1 и VD2, от резисторов R10 и R11 и конденсатора С4, а затем напрямую соединить с плюсом конденсатора С7.

После того как нужное сопротивление найдено, его измеряют омметром, а потом запаивают в генератор резисторы R14 и R16, наиболее близкие по номиналу к отысканному сопротивлению.

Далее настраивают уже повышенный тон. Для этого пользуются все тем же вспомогательным переменным резистором, по-прежнему включенным между корпусом и катодом диодов VD5 и VD6. Отключая на время от корпуса этот резистор, а затем снова подключая его, добива

ются наиболее желательного соотношения тонов (нот). Рекомендуемые благозвучные музыкальные интервалы такие: малая терция (отношение частот пониженной к повышенной — 5 : 6), большая терция (4 : 5), чистая кварта (3 :4), чистая квинта (2 : 3), малая секста (5 : 8), большая секста (3 : 5) и чистая октава (1 : 2). Но наряду с этими консонансны-ми отношениями частот, для тревожного сигнализатора вполне подойдут и явно диссонансные: малая секунда (15 : 16), большая секунда (8 : 9), тритон (V2 : 2), малая септима (9 : 16) и большая септима (8 : 15). Другие же отношения частот (в пределах одной октавы) вообще немузыкальны, а потому не подходят ни для какого сигнализатора, так как они способны только раздражать слух своей заведомой «нестройностью».

Когда полюбившееся отношение частот найдено, как и раньше, измеряют сопротивление переменного резистора и на место R13 запаивают постоянный резистор ближайшего номинала. Связь верхних входов элементов DD2.3 и DD2.4 с плюсом конденсатора С4, разумеется, восстанавливают.

Однако этот же звуковой генератор способен работать и с простейшим однотактным усилителем, аналогичному усилителю, используемому в схеме сигнализатора (см. рис. 1). Только вместо транзистора структуры п-р-п придется применить транзистор проводимости р-п-р (например, КТ361Г). Его базу соединяют с выходным выводом 10 или 11 микросхемы DD2, коллектор — с корпусом, а эмиттер (через резистор сопротивлением 1 кОм) — с плюсом питания. Излучатель НА1 по-прежне-му должен шунтировать собой переход эмиттер-коллектор этого транзистора.