001. Троице-Сергиева лавра, страница 5

001. Троице-Сергиева лавра, страница 5

ИСТОРИЯ

«Iff ■

ным в его сочинении о Смуте «История в память предъ-идущим родом». 49 (из 77) глав «Истории» посвящены Троицкой осаде, именно эти главы более известны как «Сказание Авраамия Палицына».

После снятия осады настоятелем монастыря стал архимандрит Дионисий. Помощь раненым, уход за больными и предоставление крова бездомным были тогда основными занятиями троицких иноков. Когда московские купцы, воспользовавшись разрухой, неимоверно подняли цены на хлеб, преподобный Дионисий вывез на рынки все монастырские запасы пшеницы и цены сбил, сохранив таким образом жизнь тысячам людей. С Дионисием связано и окончание Смуты. Вместе с Ав-раамием Палицыным он разослал во все концы России грамоты, призывавшие к борьбе. В октябре 1611 года такая грамота достигла Нижнего Новгорода. Незадолго до этого благочестивому горожанину Кузьме Минину трижды являлся преподобный Сергий Радонежский с призывом собирать войско и идти на освобождение Москвы. Вскоре стараниями Минина и нижегородцев было собрано ополчение, возглавленное князем Димитрием Михайловичем Пожарским. В августе 1612 года ополчение пошло на Москву. У стен Троице-Сергиева монастыря святой архимандрит Дионисий отслужил напутственный молебен.

Летопись говорит, что, когда ополченцы выстраивались для молебна, дул столь сильный ветер от Москвы, что многие восприняли это как знак неблаговоления Божия к их походу. Но тотчас по окончании молебна и окропления святой водою воинов, лошадей и артиллерии встречный ветер утих, а от самого гроба преподобного Сергия подул сильный попутный. И уже

Троице-Сергиев монастырь в середине XVII века.

© С. Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой Лавры. 1894. Холст, масло. 138x221. Ж-2938. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 2008

Картина С. Милорадовича «Оборона Троице-Сергиевой Лавры» (1894) иллюстрирует события 1608 года, когда поляки пытались взять приступом монастырь.

mm i

Лавра (греч. Хаира) — собственно часть города, населенная местность, обнесенная оградой или стеной. Еще в глубокой древности название Лавра применялось к многолюдным и важным монастырям1. Впервые оно появилось в Палестине, где монахи были вынуждены собираться в возможно большем числе и

Киево-Печерская Лавра.

ограждать свои жилища стенами, из опасения нападений со стороны кочевников-бедуинов. Так, Лаврой назывался еще в VI в. монастырь св. Феодосия Великого (умер 529) близ Иерусалима. Из доныне существующих Лавр Востока замечательны Лавра св. Саввы Освященного близ Иерусалима, прославленная пребыванием в ней св. Иоанна Дамаскина, и Лавра св. Афанасия на Афоне. В России титул Лавра усвоен монастырям: Киево-Пе-черскому (с 1688 г.), Троице-Сергиеву близ Москвы (с 1744 г.), Александро-Невскому в Санкт-Петербурге (с 1797 г.) и Почаев-скому-Успенскому в Волынской губ. (с 1833 г.)2. Все эти четыре Лавры, как и ставропигиальные монастыри, находятся в непосредственном заведывании Св. Синода3, причем местный епархиальный архиерей состоит священноархимандритом Лавры. Лица, которым вверяется непосредственное управление Лаврой, носят название наместников и состоят обыкновенно в сане архимандрита.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона (1890—1916 гг.)

1 Особо отметим: Лавры — мужские монастыри.

2 На территории Украины в 2004 г. получил статус Лавры Успенский Свято-горский монастырь в Донецкой области.

3 Верно для периода 1721—1917 гг. В настоящее время Лавры подчиняются непосредственно Патриарху.