001. Троице-Сергиева лавра, страница 4

001. Троице-Сергиева лавра, страница 4

ХРОНОЛОГИЯ

1337 Основание уединенной пустыньки Варфоломеем и Стефаном. Пострижение Варфоломея под именем Сергий.

1340 Двенадцать сопустынников поселяются подле Сергия.

1354 Посвящение Сергия во пресвитера и игумена.

1355 Устроение в монастыре общежития.

1408 Нашествие хана Едигея на Москву. Монастырь выжжен дотла, но отстраивается заново.

14 22 Обретение нетленных мощей преподобного Сергия. Закладка первого каменного здания — Троицкого собора.

1585 Освящение Успенского собора.

1586 Посещение монастыря Антиохийским Патриархом Иоакимом, первым греческим иерархом, приехавшим на Русь.

1608-10 Троицкая осада.

1682 Стрелецкий бунт. Царевичи Петр и Иоанн Алексеевичи с царевной Софьей прячутся в монастыре.

1689 Петр пережидает в Троицком монастыре еще одно выступление стрельцов, присягнувших Софье. 1744 Троице-Сергиеву монастырю официально присвоено звание Лавры.

1812 Лавра избегает опасности быть разграбленной французами, занявшими Москву.

1814 Открытие в Лавре Духовной академии.

1919 Вскрытие мощей преподобного Сергия. Выселение лаврских монахов в Гефсиманский скит.

1920 Постановление Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой Лавры и передаче мощей в московский музей».

1946 Благовест колокола Лебедь над возрожденной обителью возвестил о начале богослужения в Успенском соборе.

Центральная часть триптиха «Труды преподобного Сергия», созданного М. Нестеровым в 1896-97 годах.

Симон Азарьин, бывший казначеем и келарем Троицкого монастыря в первой половине XVII века, в житии архимандрита Дионисия сообщает, что до осады обители поляками, предпринятой в эпоху русской Смуты, была в ней деревянная церковь чудотворца Димитрия Солунского, стоявшая на Святых воротах вместе с каменной церковью преподобного Сергия. Судя по этому описанию, ограда монастыря была к тому времени уже настоящей деревянной стеной. По всей видимости, тын, которым обнесли монастырь первоначально, заменили еще при преподобном Сергии.

Когда в 1380 году золотоордынский хан Мамай вел полки на разорение земли русской, великий князь Дмитрий, готовясь выступить в поход, просил благословения и молитвы у Радонежского игумена, почитая того как своего духовного отца. Двух известных своей ратной доблестью схимников Троицкой обители придал войску княжескому преподобный Сергий. В день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1380 года, со смертельного

Преставление преподобного Сергия. Клеймо иконы «Преподобный Сергий, Радонежский чудотворец, в житии». Конец XIX века.

поединка троицкого инока Александра Пе-ресвета и татарского богатыря Челубея началась битва на поле Куликовом. И все то время, пока шла жестокая сеча, преподобный стоял с иноками на молитве, непостижимым образом следя за ходом битвы и сразу поминая павших по именам.

После 78 лет жизни, 55 лет монашества и 48 лет игуменства преподобный Сергий светло отошел 25 сентября 1392 года, перед кон

чиной заповедав братии хранить чистоту православной веры. Преемником преподобного Сергия был его ученик Никон.

В Едигеево нашествие на Москву, случившееся в конце 1408 года, Никон был во сне предупрежден преподобным Сергием о напасти и заблаговременно увел братьев в безопасное место. Однако сам монастырь был тогда выжжен дотла. Вернувшийся Никон отстроил его заново.

В 1422 году, вследствие случившегося видения, открыты были нетленные мощи преподобного Сергия, после чего Никон воздвиг над мощами учителя вместо деревянной церкви каменную — великолепный Троицкий собор. Для его росписи приглашены были лучшие иконописцы — иноки Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса Троицкого собора преподобным Андреем и написана знаменитая икона Троицы. Важно отметить, что до Троицкого собора наша Церковь не знала высоких иконостасов.

О благоустроении обители преподобный Никон не переставал заботиться до конца жизни. Накануне блаженной кончины Господь в откровении указал ему место будущего упокоения — близ своего духовного отца. Причастившись, преподобный Никон дал братии последнее благословение и, осенив себя крестным знамением, отошел к Богу 17 ноября 1426 года. Погребен он был близ раки своего учителя.

С сентября 1608 до начала 1610 года обитель была осаждена 30-тысячным войском поляков и литовцев, русских было в пятнадцать раз меньше. Лишь заступничеством преподобного Сергия, явную помощь которого защитники обители неоднократно тогда видели, можно объяснить то, что 16-месячная осада закончилась для поляков поражением. Многие чудеса, явленные в дни осады, описаны келарем монастыря Авраамием Палицы-