001. Троице-Сергиева лавра, страница 3

001. Троице-Сергиева лавра, страница 3

mm мера mm

Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России, считая одной из самых почитаемых общерусских святынь. В решающие моменты Лавра всегда была для страны примером верности Православию, силы духа и действенной любви к своему земному Отечеству. Это крупнейший действующий мужской монастырь России.

Само рождение прославленной обители Живона-чальной Троицы современно возвышению Московского княжества. В 1337 году в лесу, простиравшемся от городка Радонеж и от Хотькова монастыря на север к Переяславлю, двумя сыновьями ростовского боярина Кирилла — Варфоломеем и Стефаном, — решившими для монашеского подвижничества уйти в лесную пустынь, были срублены келья и церквица (то есть малая церковь), освященная во имя Пресвятой Троицы.

Жизнь в лесу вдали от людей была очень тяжела. Стефан, не выдержав скорбей и лишений, вскоре удалился в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей же, оставшись один, призвал к себе некоего старца, игумена Митрофана, и принял от него монашеский постриг с новым именем — Сергий. Шел ему в ту пору двадцать четвертый год.

Около двух лет Сергий провел в пустыньке в совершенном одиночестве, мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, но постепенно в Радонеже и окрестностях прознали об отшельнике. Один за другим собрались к преподобному двенадцать человек. Сергий, до того не особо желавший разрушать свое уединение, все же уступил и позволил им поселиться рядом с ним. Очень скоро келий, по числу пришедших, стало двенадцать; три или четыре из них Сергий возвел своими руками. Поселение было сразу же обнесено тыном с воротами.

Игуменство возложили на старца Митрофана, который тоже пришел к Сергию, как только составился монастырек. Когда же Митрофан скончался — игуменство принял на себя сам преподобный. Случилось это в 1344 году, спустя семь лет после пострига.

В монастыре не было священника, лишь в праздники и воскресные дни приходил батюшка из соседнего селения и совершал литургию. Однако Сергий приучил иноков строго соблюдать порядок повседневного служения. Семь раз в день собиралась братия в храме для общей молитвы.

Так минул еще десяток лет, и братия стала умолять Сергия быть их духовником. Преподобный, по великому смирению, долго отказывался, но братолюбие одержало верх. От епископа Волынского Афанасия, которого

Службы и жития преподобных Сергия и Никона Радонежских. Страница книги, изданной в Москве в 1646 году.

святитель Алексий, митрополит Московский, оставил своим наместником на время отъезда в Константинополь, сорокалетний Сергий принял посвящение в сан пресвитера и игумена (до того он лишь исполнял игуменские обязанности).

Не принесши из мира в пустыньку никакого имущества, преподобный вряд ли помышлял о благолепном храме и процветании монастыря. Однако пути Господни неисповедимы, и пожелал подвизаться у него в пустыньке смоленский архимандрит Симон. Пришедший вручил преподобному на монастырское благоустроение все свое состояние. На эти средства построили большой деревянный храм и привели в порядок кельи, расположившиеся теперь четырехугольником вокруг храма.

MV,

н'йпногтм^ otjtfi шт)1 itfr'm иму'мгиУ »

A,H«*IMCIA*W 1НД«ТВО^$/ . в/tffi ^дм-Цн

ei«f«H,«т^и,tu д. глл^ i. no. а/пвн/оп. QffiCHf ОЧ» * A«UH (BtM <т4ломъ wihithk'' , H ITOArttf AjJtf П/'KfAIHAA OEHTMl MB HI A , И IAABHA ТА KiHI^EMV nffCAKfHHf HfUl НД^А . Б чнди'кдч IKf BMHKAI'O «В'ЕТНЛННКД , П/l lft'£rH6 ШДГО BOMfAiy£ SJIJIJIMA, И НД1ТДВННКД HHIKWMV 1КШДШИА BfAfMgyAfiHtbCAJffCHM?. j^BHIA ЕПСЛЖГННГ Меуд/МА (MfHKiyt, I6A3AA МНОГАА BfAlOB'A wniAifMIA . ТПИЛЧ Ж1 н R^HqfM'i 91|ВАЗ«А Ш&АДДНфНМЧ . И fiilf Л11 И ЩАДИТЬ И lAAfitf B^IH^H BHllflATI Л/1

Mtyj,fl lljril . т«го MIAH , TIMV И» MIAMI A 9

npnl'HI ч ДД(ИВАТИ MHf* MHflfiH „ нд#шам«

HIIUHMI 6 bU К MAT* . nfHEHI 04» « IHUA ITJA'ITH а^лним"» ai3A»jiKAHiiM«

3 n -3

о