004. Киево-Печерская Лавра, страница 13

004. Киево-Печерская Лавра, страница 13

подвижники

Успешная архипастырская деятельность Владыки в Самарской епархии заметно выделила его из среды всего русского епископата, и осенью 1892 года Преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии (с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского). Шесть лет, проведенных на этом поприще, закончились переводом на Московскую митрополичью кафедру и почти пятнадцатилетним, до назначения митрополитом Санкт-Петербургским, служением здесь.

Свойственные митрополиту Владимиру прямолинейность и твердость поведения часто вызывали против него недовольство. Собственно, и в «почетную ссылку» (с сохранением звания первенствующего члена Святейшего Синода) со столичной митрополии в Киев был он отправлен, попав в немилость у венценосных особ после личной, по его просьбе, аудиенции у Николая II, на которой Владыка изложил императору свое резко отрицательное мнение о деятельности Григория Распутина.

Сразу признав Временное правительство, Преосвященный подал в отставку с поста члена Синода, решив все усилия направить на исправление украинских нестроений. Ситуация в Киеве была ужасной: усилившийся сепаратизм проник даже в церковную среду, и возникла реальная угроза раскола — часть клириков выступала за автокефалию Украинской Церкви. Владыка активно противодействовал смутьянам, уже начавшим ему открыто угрожать расправой. В самой Лавре, куда перебрался глава автокефалистов, председатель Всеукраинской церковной рады архиепископ Алексий (Дородницын), фактически велась травля семидесятилетнего митрополита.

Владыка Владимир был убит после взятия Киева большевиками, бившимися против петлюровской Центральной Рады. Вечером 25 января 1918 года к нему пришли пятеро «солдат» и стали требовать якобы хранящиеся у Владыки деньги киевских храмов (слух этот активно распускался по всему городу автокефа-листами). Владыка ответил, что капиталов у него нет никаких, и просил не верить слухам. «Солдаты» душили Преосвященного цепочкой от креста, глумились над ним, а потом вывели, якобы к коменданту, за территорию Лавры, и расстреляли разрывными пулями (и, не угомонившись, уже мертвого искололи штыками).

Лаврская братия даже не подумала проследить, хотя бы украдкой, кто, куда и зачем повел их архипастыря. Пришедшие уже утром женщины сообщили, что Владыка лежит на поляне среди крепостных валов. Вся история выглядела странно, тем более что большевики виновными себя категорически не признали (комендант даже грозился пристрелить этих «солдат» на месте).

Однако, когда в начале 1990-х началась подготовка к канонизации священномученика Владимира, по тогдашней привычке злодеяние приписали большевикам. Весьма, надо сказать, поспешно, если даже при Украинской державе гетмана Скоропадского (мягко говоря, большевикам не симпатизировавшей) суду по этому делу были преданы члены Всеукраинской церковной рады Маричев, Филиппенко и Липеровский — те самые деятели, которые рьяно ратовали за автокефалию.

А «солдаты» оказались всего лишь подстрекаемыми ими ряжеными бандитами.

Справа: Спаситель. Роспись свода Всехсвятской церкви (центральный барабан).

Внизу: Правое крыло митрополичьих покоев.