004. Киево-Печерская Лавра, страница 10евши, шотый mm 06 этом святом мы все знаем с ясельного возраста. Правда, про то, что восславлен он в лике святых, часто не ведаем. Удивительный святой, ни строчки о котором не было в Киево-Печерском патерике, известен всем из былин своими ратными подвигами. Прототипом былинного персонажа считается исторический богатырь по прозванью Чоботок (или Чобитько), родом из муромского села Карачарово, принявший монашество в Киево-Печерской Лавре под именем Илии и причисленный к лику святых в 1643 году. Ранние письменные упоминания о нем относят жизнь богатыря к XII веку. Современные исследования датируют его погребение XI—XII веками. Мощи его и остатки разрушенной гробницы видел в пещерах все тот же Эрих Лясота. Ему рассказали, что Чобитько носил свое прозвище с тех пор, как однажды отбился от врагов сапогом-чоботом. Достоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца сохранилось крайне мало, главным источником сведений о нем являются былины. Но известны еще и германские эпические поэмы XIII века, явно основанные на более ранних сказаниях, где главное действующее лицо — некий могучий витязь княжеского рода Илия Русский. Предполагается, что родился он около 1143 года в семье крестьянина Ивана Тимофеевича и жены его Ев-фросиньи Иаковлевны. С детства был он парализован, ТГРШГИРНТропарь преподобному Илие Муромцу, глас 3 Ликовствует днесь земля Русская, воина и чудотворца своего Илию Муромца прославляюще, яко той в Церкви торжествующей пребывая, соратует сродницем своим и Церкви воинствующей, на враги видимыя и невидимыя Руси Святой испрошая у Господа вспоможение, да невозбранно славят и чтут лю-дие русские Христа Бога. а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев — калик перехожих (нищих странников). Кстати, это уже в советское время, когда были предприняты большие усилия по дехристианизации образа преподобного Илии Муромца, калики перехожие в изданиях былин стали чуть ли не знахарями. В дореволюционных же изданиях калики эти — Христос с двумя апостолами. Исцеленный испросил родительского благословения и на много лет поступил дружинником к киевскому князю Владимиру Мономаху, став первым киевским богатырем, не знавшим поражений (исцелившие предсказали, что «смерь ему на бою не писана»). Илия Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами, невиданной силой и справедливостью. Тем не менее к лику святых причислен он был не за борьбу с врагами Руси, как часто думают. Конечно, у нас неизвестна была традиция первых веков христианства, когда после битв воинов, независимо от того, на чьей стороне они выступали, на длительные сроки отлучали от причастия (по тем временам — равносильно отлучению от Церкви). Однако и у нас отнюдь не за былинные подвиги оказался Чоботок в числе Собора святых отцов Киево-Печерских, а стяжав ангельский образ пострижением своим в рясофор. Тому доказательством — отсутствие жития преподобного Илии Муромца в Киево-Печерском патерике. Сотрудник лаборатории М.М. Герасимова С.А. Никитин с реконструированным им обликом былинного богатыря, преподобного Илии Муромца. |