004. Киево-Печерская Лавра, страница 8

004. Киево-Печерская Лавра, страница 8

Е

Е

Й Е

Qd

3

о

Е

пр9п«добны9 лнтшй и Ф^рий

Основатель Киево-Печерской Лавры, преподобный Антоний Печерский, по праву почитается как первоначальник русского монашества. А вот устроение основанной им обители, много послужившей христианизации Руси, — заслуга преподобного Феодосия Печерского.

ттм

Тропарь преподобным Антонию и Феодосию Печерским, глас 4

Звезды мысленный, проси-явшия на тверди Церковней, иноков Российских основание, песньми, людие, почтем, радо-стныя похвалы сим воздающе, радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием Бо-гомудрим, присно молящимся о возследствующих и чтущих память вашу.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские.

Первоначальник монашества на Руси, в святом крещении нареченный Антипой, родился в начале XI века и уже в юности стремился к христианской жизни. По внушению свыше Антипа ушел на Афон, где в Эсфигменском монастыре принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере неподалеку (пещерку эту и по сей день показывают). Когда молодой инок приобрел в своих подвигах необходимый духовный опыт, игумен отправил его на Русь с послушанием посеять семена иночества. Явившийся в Киев афонец обнаружил здесь несколько греческих монастырей, однако избрал полюбившееся на Святой Горе пещерное жительство. Обладая даром чудотворения, преподобный Антоний исцелял больных, кормя их той же зеленыо, которой питался сам, а еще предсказал русским поражение в битве с половцами на реке Альте (1066). Из просившихся к нему первым принял он преподобного Никона. Вторым оказался преподобный Феодосий.

Проведший свою юность в Курске, где жили его родители, преподобный Феодосий с ранних лет обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день бывая в храме, прилежно читал слово Божие. Отличался он скромностью, смирением и другими добрыми качествами. Однажды, прознав, что литургию в храме порой не могут служить из-за недостатка просфор, благочестивый юноша решил сам заняться их изготовлением. Для этого он покупал пшеницу, своими руками молол ее, а испеченные просфоры приносил в церковь.

Мать его, горячо любившая своего сына, не сочувствовала, однако, его устремлениям и укоряла за эти подвиги (а отец к тому времени уже умер). В конце концов будущий первостроитель оставил отчий дом и родной Курск и отправился в Киев.

Когда число сподвижников преподобного Антония достигло дюжины и Иларионова пещерка разрослась до размеров монастырька, он ископал для себя пеще