004. Киево-Печерская Лавра, страница 25ты (вершок, старая русская мера длины, определяется шириной указательного и среднего пальцев и приблизительно равен 4, 44 см). Богородица почивает на одре, пред которым Евангелие (скрывающее под собой частицы мощей семи мучеников). В изголовье одра — шестеро апостолов (среди них святой апостол Петр с кадилом), и пятеро апостолов в ногах (святой апостол Павел припадает к ногам Ее). За одром в центре — Сам Спаситель, держащий в пеленах душу Ее, а над ним два ангела с белыми убрусами (платками). Традиционно икона в круглом золотом киоте на прочных шелковых шнурах крепилась в Успенском соборе над Царскими вратами и ежедневно, по окончании утрени и литургии, ее опускали для благоговейного лобзания. А в годины тяжелых для Киева и отечества испытаний (например, в 1812 году) икону обносили вокруг обители. Возможно, именно с престольной церковью Печер-ской обители связано укрепившееся на Руси представление об особом заступничестве небесных сил, и особенно Самой Пречистой Девы, за монастырь или город, главный храм которого посвящен Успению Богородицы. Кафедральные Успенские соборы в древнерусский период возводились почти во всех новообразованных епархиях. Главные храмы Ростова, Москвы, Смоленска, Владимира-на-Клязьме, Владимира Волынского, Коломны и многих других городов были Успенскими. Среди множества бедствий, обрушивавшихся на Киевскую Успенскую обитель за время ее существования, наместная монастырская икона сохранилось невредимой. Молился пред ней, отправляясь под Полтаву, царь Петр, и после приносил пред ней благодарение за победу. Известно, что, узнав о пожаре, опустошившем Лавру в 1718 году, спросил он лишь, цела ли икона Успения, и, получив положительный ответ, молвил: «Все сохранилось». В прошлом столетии, отмеченном особым разгулом богоборчества, оригинал иконы был утрачен (впрочем, находящаяся ныне над царскими вратами Крестовоз-движенской церкви Лавры копия тоже чудотворна). После подрыва собора следы чудотворной иконы Успения, называемой по расположению посвященного ей храма Киево-Печерской, а по месту первоначального явления Влахернской, теряются. Не исключено, что была она, в числе прочего награбленного, загодя вывезена оккупантами, хотя существует версия, что находившаяся под влиянием оккультистов верхушка оккупационного режима попросту уничтожила «идеологического» противника. Речь прежде всего о рейхсфюрере СС Генрихе Гиммлере, которого оккультные увлечения довели к концу войны (и жизни) до полного помешательства. Подобный человек мог пойти на что угодно, лишь бы оно было «согласовано со звездами». Подобная версия подкрепляется и особой датой разрушения собора — в канун праздника Казанской иконы Божией Матери. Похоже, одного не учли гиммлеровские «звездочеты»: в день, когда в Киеве оседала пыль над руинами древнего Успенского собора, «крестный облет» Москвы на военном самолете совершала чудотворная Казанская икона Богородицы. Вверху слева: Образ Богородицы встречает входящего в Лавру на Троицкой над-вратной церкви. Справа: Еще одна церковь, посвященная уже другой иконе Матери Божией — иконе «Живоносный источник», неподалеку от источников преподобных Антония и Феодосия. Внизу: Древнейшая из икон, чтимых на Руси, принесена из Константинополя. |