004. Киево-Печерская Лавра, страница 28mm адбры Вклад Киево-Печерской обители в дело христианизации Руси незаслуженно забыт. А ведь тема эта весьма интересна: трудно представить себе проповедь православия на древнерусской земле тем же методом философских диспутов, которым пользовался в своих проповедях апостол Павел в греческом ареопаге, или путем полемических трактатов, по примеру апологетов первых веков новой эры на римском Востоке. Древний славянин в принципе исходил из кардинально иных мировоззренческих установок, нежели человек эллинистической культуры. Религия древних славян была отнюдь не богоищущей, подобно эллинской, а «природоведческой», и заключалась в наблюдении за внешними сменами календарных циклов. Древний славянин стремился соблюсти некую гармонию между собой и миром неживой природы, миром живых и миром усопших. Бог был для него безличен и растворен в самой природе. Однако для христианина природа — лишь часть творения, прекрасная, но далеко не главная. В центре разумного бытия — человек, единственный залог гармонии внешнего и внутреннего мироустроения. Как было объяснить славянину, едва омывшемуся в крещальной купели, непреложную христианскую истину, полагающую в основе разумного бытия познание не магических свойств мира внешнего, а созерцание внутреннего мира своей души, не природной магии, а духовного трезвения? Человек в те далекие времена воспринимал жизнь прежде всего на собственном опыте, а потому объяснить и научить его этой новой премудрости можно было лишь собственным примером — скажем, уйдя в глубину своей души, в темную, как наш душевный мир, пещерку монастыря с едва теплящейся лампадкой веры, любви, кротости и смирения. Так славянский мир увидел великих подвижников Антония и Феодосия и всей душой возлюбил их подвиг, еще не успев до конца отвыкнуть от языческих обычаев и понятий. Именно поэтому столь живучими оказались у нас дохристианские обрядовые традиции, вполне ужившиеся с восточным монашеством и святоотеческой письменностью. Никаких крестоноцев, вершивших свою миссию «мечом апостола Петра», на Руси не было. Древний русич, всей душой полюбив то, что несли ему преподобные Антоний и Феодосий и другие подвижники, сперва почувствовал себя христианином по духу, а уже потом научился выражать это в своем быту. Именно преподобные отцы Пе-черские стали мерилом мудрости и духовного богатства, которыми полна древнерусская культура. Вверху: Святые отцы. Фрагмент росписи Троицкой церкви. Внизу: Друкарня - типография Лавры. |