004. Киево-Печерская Лавра, страница 29

004. Киево-Печерская Лавра, страница 29

кшша и билл

Церковные звоны сейчас ассоциируются у всех с колоколами. Мало кто знает, что колокола долго принимались на Руси с некоторой опаской. Преподобный Антоний Печерский, насколько известно, предпочтение пред колоколом отдавал билу, считая, что в него звонят «по ангелову внушению»; в колокола же, по его мнению, «латыняне звонят».

Этот колокол ждет своего часа.

основном била применялись в церковном звоне на Руси до XV века. Колокола тогда тоже были (первое летописное упоминание о них восходит к 988 году; в Киеве были они на Десятинной и Ирининской церквях), однако считались если и не «неправославными», то вспомогательными в звонах. Древнейшим русским колоколом считается колокол, отлитый из коринфской меди, который обнаружили (вместе с еще одним) во время раскопок фундамента одной из киевских церквей (1824).

Но вот про Печерский монастырь в Лаврентьевской летописи говорится, что предпочитали здесь звонить в била. Когда отходил ко Господу преподобный Феодосий, заболевший после пасхального богослужения, иноки вывезли игумена во двор на салазках и, чтобы созвать монахов, ударили в било. Забавно, но теперь часты случаи, когда иные православные воспринимают как «неправославное влияние» уже била, отдавая пред ними предпочтение когда-то опальным колоколам.

Только с началом массового производства колоколов произошло быстрое замещение бил, которые, впрочем, продолжали применяться вплоть до революции (и Киево-Печерская Лавра не была исключением).

Ныне лаврская колокольня, самое высокое башенное сооружение

такого рода в России, несет 11 звонных колоколов: три тяжелых — это Копа, Балык и Вознесенский, и восемь малых, из которых пять отлиты и подняты в 1991 году, а три старинных собраны сюда из разных мест два года спустя. Часть исконных колоколов (и тяжелейший Братский, отлитый в 1897 году) не сохранились, хотя сперва Лавре и «повезло»: когда по всей стране катилась вакханалия сбрасывания колоколов (в Киеве в ту кампанию было уничтожено больше 150 храмов, а о количестве битых колоколов страшно и думать), были поползновения и на лаврскую звонницу. Но Лавра была превращена в музей, к тому же еще и республиканского значения, и звонницу обители преподобных Антония и Феодосия не тронули. Но в 1942 году немецкие оккупанты часть колоколов сняли и отправили в переплавку.

А вот семитонный колокол, на который многие любуются в лаврском дворе, был отлит для обители донецкими металлургами в 2005 году, но пока не занял подобающее ему место на колокольне.