004. Киево-Печерская Лавра, страница 27

004. Киево-Печерская Лавра, страница 27

МОНАСТЫРЬ И МИР

mm

Складень позапрошлого века с Собором всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Во 2-ю неделю Великого поста празднуется Собор всех преподобных святых Киево-Печерских - общая память святых, покоящихся и в Ближних, и в Дальних пещерах. В службу этого праздника, напечатанную в типографии Киево-Печерской Лавры в 1866 году, вошел канон монаха Мелетия Сириги, известный по акафистнику 1764 года. Открыты имена далеко не всех святых отцов Печерских. В икосе службы Собора преподобным отцам Ближних пещер так сказано об этом: «Восхвалити по единому, кто возможет, святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша...»

Позже было составлено еще несколько редакций, из которых особое место занимает первое издание на польском языке, вышедшее в типографии Киево-Пе-черского монастыря в 1635 году. Появившаяся в очень сложной межконфессиональной обстановке, редакция эта создана была сподвижником преподобного Петра Могилы, митрополитом Киевским Сильвестром Косо-вым, для утверждения святости печерских подвижников. Текст патерика был в ней весьма сильно сокращен и изменен.

При настоятеле Иннокентии Гизеле была напечатана (на церковнославянском языке) окончательная редакция Киево-Печерского патерика (1661). Скорее всего, сам настоятель принимал довольно активное участие в ее составлении, стремясь выдержать ее в русле древней традиции. Дальнейшие изменения текста были незначительны, самые серьезные из них были связаны с синодальной правкой XVIII века, когда некоторые спорные с богословской точки зрения вопросы оказались из текста исключены.

А вот иконография Собора преподобных отцов Киево-Печерских возникает как раз в XVIII веке. Святые разделены на две группы — подвизавшиеся и почивающие в Ближних (Антониевых) пещерах и подвизавшиеся в Дальних (Феодосиевых), причем изображались не только святые подвижники, жития которых известны из патерика, но вообще все, даже неизвестные по имени, как те безымянные святые, чьи мироточивые главы находятся в обители.

Еще Киево-Печерские святые изображались на иконах Богоматери «Всех скорбящих Радость», «Достойно есть», Ченстоховской, а также среди избранных святых на иконах «Спас Недреманное око» и «Шестоднев».

Графика с Киево-Печерскими святыми известна с середины XVII века, когда серия гравюр для первого печатного издания патерика на церковнославянском языке была выполнена знаменитым мастером Илией по пору

чению преподобного Петра Могилы. Гравер изготовил изображения преподобных, а кроме того титульный лист, ставший своего рода издательской маркой типографии Киево-Печерской Лавры. На этом титуле изображен Успенский собор, из которого произрастает виноградная лоза — символ Христа и христианства. Эту лозу возделывают преподобные Антоний и Феодосий, а «процветает» она подвижниками, жития которых входят в состав Киево-Печерского патерика.

Надкладезная часовня преподобного Феодосия.