006. Сретенский монастырь, страница 8крестный путь штитш Вся жизнь священномученика Илариона, небесного покровителя Сретенского монастыря, есть поразительный подвиг исповедничества, стояния в вере. «Церковь побеждает, когда ей вредят», — говорил он и с мужеством и смирением нес свой крест.мж л мая 1999 года со-I 1% вершилось прослав-I % яление в лике святых I V архиепископа Верейского Илариона (Троицкого), чья жизнь была теснейшим образом связана со Сретенским монастырем. Будущий священному-ченик (в миру — Владимир Алексеевич Троицкий) родился в 1886 году в семье священника села Липцы Каширского уезда Тульской губернии. Рассказывают, что мальчик буквально с младенческого возраста тянулся к учению. Будучи пяти лет от роду, он взял за руку трехлетнего брата и повел его вместе с собой в Москву — учиться. Когда через некоторое время братишка устал и заплакал, Владимир сказал ему строго: «Ну и оставайся неученым!» К счастью, дети не успели уйти далеко: родители спохватились и возвратили их домой. Через некоторое время после своего «похода» Владимир был отдан в духовное училище, затем последовала семинария. После семинарии он поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1910 году со степенью кандидата богословия. По окончании академии он остался при ней в качестве профессорского стипендиата и в 1913 году получил степень магистра богословия за свой труд «Очерки из истории догмата о Церкви». В марте того же года Владимир Троицкий принял монашеский постриг с именем Иларион (в честь преподоб-номученика Илариона Нового) в скиту Параклит 'Гроице-Сергиевой Лавры. Спустя два месяца инок Иларион был рукоположен в иеромонаха, а еще через месяц его возвели в сан архимандрита. Современники вспоминали о священномуче-нике Иларионе как о необычайно красивом и сильном — как духовно, так и физически, — человеке. таишн Тропарь священномученику Илариону, архиепископу Верейскому, глас 4 Воине Христов Иларионе, славо и похвало Церкве Русския, пред гибнущим миром Христа исповедал еси, кровьми твоими Церковь утвердися, разум Божественный стяжал еси, людем верным возгла-шаше: без Церкви несть спасения. В своем монашеском призвании Владимир Троицкий, очевидно, не сомневался. «Совершенствование личности в Церкви несет с собою счастье и блаженство», — говорил он. А после пострига, по его собственному признанию, он в течение двух месяцев испытывал «великую радость». Следующие несколько лет жизни архимандрит Иларион посвятил Московской духовной академии, преподавая в ней Священное Писание Нового Завета. Уже в эти годы он зарекомендовал себя как выдающийся богослов, вдумчивый церковный писатель и яркий проповедник. В 1917 году, когда был созван Поместный Собор, архимандрит Иларион выступил на нем в пользу возвращения патриаршества, выступил убежденно и убедительно: «Хочется мне обратиться ко всем тем, кто почему-то считает еще нужным возражать против патриаршества. Отцы и братие! Не нарушайте радости нашего единомыслия! Зачем вы берете на себя неблагодарную задачу? Зачем говорите безнадежные речи? Ведь против церковного сознания боретесь вы. Бойтесь, как бы не оказаться вам богоборцами (см. Деян. 5, 39)! Мы и так уже согрешили, согрешили тем, что не восстановили патриаршество два месяца назад, когда приехали в Москву и в первый раз встретились друг с другом в Большом Успенском соборе. Разве не было кому тогда больно до слез видеть пустое патриаршее место?.. А когда мы прикладывались к святым мощам чудотворцев Московских и первопрестоль-ников Российских, не слышали ли мы тогда их упрека за то, что двести лет |