006. Сретенский монастырь, страница 10

006. Сретенский монастырь, страница 10

подвижники

по церковному вопросу об устройстве жизнедеятельности Русской Православной церкви в условиях Советского государства, работал над патриаршими посланиями.

В глазах обновленцев, с которыми последовательно боролся будущий священномученик, он представлял второго по значимости врага (после Патриарха Тихона). Вот что писал о нем в «Известиях» (от 23 сентября 1923 года) обновленческий митрополит Антонин (Грановский): «Тихон с Иларионом, — доносил он, — вырабатывали «благодатно»-удушливые газы против революции, и революция ополчилась не только на тихоновских церковников, но и на всю церковь, как на скопище заговорщиков. Иларион ходит и окропляет храмы после обновленцев. Он наглостью входит в эти храмы...». Говоря о том, что «Иларион ходит и окропляет храмы после обновленцев», «митрополит» Антонин имеет в виду следующее. За

Соловецкий монастырь. При большевиках он был местом мученического подвига многих священнослужителей и мирян.

хватив власть в Церкви, обновленцы оккупировали Сретенский монастырь и служили здесь «литургии» по чину, разработанному самим Антонином. Летом 1923 года святитель Иларион изгнал обновленцев из монастыря и заново, великим чином, освятил монастырский собор.

Осенью 1923 года руководитель «церковного» отдела ОГПУ Е. А. Тучков потребовал от Патриарха Тихона «примириться» с обновленческим архиепископом Евдокимом (Мещерским) и, естественно, получил отказ. Через несколько дней архиепископ Иларион был арестован: Тучков полагал, что столь бескомпромиссная позиция Патриарха во многом спровоцирована влиянием владыки Илариона. Святителя приговорили к трем годам лагерей.

1924 год священномученик встретил на пересыльном пункте на Поповом острове, откуда в июне его отправили на Соловки. Свидетельства, оставленные нам соузниками архиепископа Илариона, говорят о его поразительном мужестве, о твердости его веры и смирении. А еще — о неиссякаемом чувстве юмора, помогавшем ему

штшт

Обновленчество — еретическое движение в Русской Православной Церкви, возникшее в первые послереволюционные годы и приведшее к временному расколу Церкви. Некоторое время обновленцы деятельно поддерживались советскими властями — вплоть до признания их единственной «легитимной религиозной организацией» на территории Советской России. «Самоликвидировалось» обновленчество в 1943 году, с избранием Патриарха Сергия (Страгородско-го). В некоторых исследованиях называются обновленческими также другие нестроения, сотрясавшие Церковь в 1920-е годы, — так называемые даниловский, григорианский и иосифлянский расколы. Однако это неверно, поскольку эти последние имели совершенно иные, в сравнении с обновленцами, основания и цели.