008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 17

008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 17

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

приделы so с кре се не ко го сокорз

Основа сложной композиции центральной части собора — главный алтарь с Горним местом. Именно вокруг них «закручиваются» евангельские эпизоды от крестных мук Спасителя до его Воскресения. Основным входом сюда служили Красные ворота (вообще ворота двойные — есть еще Судные). От дубовой золоченой резьбы, изображавшей сцены из Священного Писания, которая украшала раньше Красные ворота, почти ничего не осталось.

Изначально в соборе было 14 приделов. К началу XX века богатые богомольцы и члены царской семьи устроили еще пятнадцать. Интересно, что собор не только снаружи был богато украшен резными наличниками, карнизами, балюстрадами, фризами и, главное, знаменитыми изразцами, но и внутри имел чудную диковину — аж пять изразцовых иконостасов.

Восточнее Красных и Судных врат в стене есть проход в церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, где находится гробница Святейшего Патриарха Никона. В XVIII веке в южной стене над местом погребения был пробит арочный проем, давший возможность подходить к гробнице через Ар

хангельский придел. В изножии стоит плита со стихотворной эпитафией, написанной архимандритом Германом.

Центральную часть и ротонду Жи-воносного Гроба Господня соединяет высокая Царская арка, в центре которой — Кувуклия, состоящая из пещеры Гроба Господня и придела Ангела. Ротонда повторяет иерусалимский прототип VI века, но, в отличие от тамошнего деревянного шатра, здесь сделали кирпичный, рухнувший под тяжестью собственного веса в 1723 году. К счастью, тогда никто не пострадал, но здание пришло в состояние плачевное. Сильно разрушенная ротонда была восстановлена с использованием старого кирпича, заново изготовили и изразцы

Вверху слева: В Успенском приделе.

Вверху справа: В Успенском приделе хранится крест-мощевик, подаренный монастырю иерусалимскими монахами. Крест содержит частицы Креста Господня и мощей святых, включая евангелиста Марка.

Справа: Ковчежец с мощами великомученицы Татианы в Успенском приделе.

для наличников и фризов. А в середине XVIII века по проекту знаменитого Растрелли начали возведение нового деревянного шатра, на внутренней стороне которого размещались картины с сюжетами из Библии. К тому же времени относится и Кувуклия, снабженная резными деревянными украшениями и изразцами.