008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 14

008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 14

ИШБЭДЛШ Б ШШ

Архитектурный ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря входит в золотой фонд русского зодчества. Это замечательный пример русского барокко, стиля декоративной роскоши, тем более удивительный, что связана обитель с именем Патриарха Никона, боровшегося со «светским обмирщением».

Перед главными воротами обители — здание той самой женской гимназии, которую основал владыка Трифон (Туркестанов).

Таким открывается Новый Иерусалим приходящим к нему со стороны Москвы.

С&ЯТЫе КР£Т<3 И ^Р^ЛЛ ГОСПОДНЯ

а нерусзлнм

Главные ворота обители с надвратной церковью построены чуть позже стен, закончены к 1697 году. Сами ворота имеют три пролета. Каждая арка носит свое название: центральная — Красные врата, справа — Въездные врата, а в левой находится ход наверх, в над-вратную Входоиерусалимскую церковь. Между арками существует сквозной проход, в котором когда-то были устроены две часовни и иконная лавка. Сейчас этого нет, впрочем, и центральная арка — Красные (они же Святые) врата — ныне, как правило, закрыта, посетители входят через боковые. Нет

сейчас и массивных железных створ с изображением Спасителя, едущего на ослике в окружении жен-мироносиц (Вход Господень в Иерусалим), на которые когда-то эти врата закрывались — все было сметено XX веком.

Надвратная церковь весьма симметрична. Четверик над Святыми вратами окружен полукруглыми выступами, образующими основание храма. Два ряда окон, идущих по четверику, украшены вертикальными барочными наличниками. Оконца выше, по восьмерику, значительно проще. Два верхних глухих восьмерика малы и почти не декорированы, если не считать за декор небольшие колонки. Увенчан храм удивительно пропорциональной граненой луковкой. Внутри храм светлый и прекрасно ориентирован в высоту. Пятиярусный резной иконостас, бывший здесь раньше, ныне утрачен.