008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 3

008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 3

ш&р рушй плшины

Ново-Иерусалимский монастырь был заложен Патриархом Никоном как центр более обширного творения — раскинувшейся на берегах реки Истры, переименованной по этому поводу в Иордан, Русской Палестины. В XVIII—XIX веках он был одной из самых почитаемых обителей Центральной России.

1Д есто для устроительства Рус- Вознесения Христова, например, ока-/W ■ ской Палестины выбрано было залась в деревне Котельниково, пере-I ■ Ж не случайно: как центр буду- именованной по такому случаю в село ж ш Мщей «Русской Святой Земли» Вознесенское, а Преображенская цер-в 1656 году было приобретено Никоном ковь из Бужарова переместилась в село село Воскресенское-Сафато-во на реке Песочне, бывшее вотчиной Романа Боборы-кина. К тому времени в селе уже двадцать лет как стоял храм Воскресения Христова. Примерно на одинаковом расстоянии от Сафатова с юга находилось (и было тоже куплено Патриархом) село Петровское-Рождест-вено с церковью Рождества Христова, отмеченной в документах с начала XVII века, с севера — село Бужарово с храмом Преображения Господня (владения Иосифо-Волоколамского монастыря аж с 1512 года), а с востока — принадлежавшее Вознесенскому девичьему монастырю село Алексино с Вознесенской церковью, известной с конца XVI века. Таким образом, определенное для Воскресенский собор Нового Иерусалима. Русской Палестины место крестообразно ограждалось

престолами, посвященными четырем Никулино, уподобленное евангельской Господским праздникам. Галилее.

Надо сказать, что приобретение Вифлеем же Русской Палестины, Никоном владений в этих пределах судя по всему, так и остался в Петров-сопровождалось перемещением пре- ском-Рождествено, дабы богомольцы столов. Воскресенская церковь с бере- (и прежде всего царская семья), нага Песочни переместилась на полтора правлявшиеся в Новый Иерусалим километра к западу, на Сионский холм, из Москвы через Саввино-Сторожев-Здесь и начала возводиться Ново-Иеру- скую обитель, сперва могли совершить салимская обитель. Остальные пре- паломничество в сие святое место, столы были несколько передвинуты и, В пользу этого говорит и то, что на пол-согласно фундаментальному плану Ни- пути от Рождествено к Воскресенско-кона, заняли в обустраиваемом им ком- му монастырю находилась Ильинская плексе места, соответствующие своим церковь, точно как и обитель пророка прообразам на Святой Земле. Церковь Илии на полпути из Вифлеема в Иеру

салим (отметим кстати, что первый крестный ход на земле Нового Иерусалима Никон совершил в Ильин день 1656 года и впоследствии крестный ход в этот праздник стал уставным для Воскресенской обители).

Вопреки подчас звучащему ныне мнению, идея создания подмосковной Палестины возникла не на пустом месте. Никон — дитя своего века. Русская земля, едва приняв христианство, начала сознательно устраиваться по образу исторической Святой Земли и одновременно во образ грядущего Небесного Царства. Жизнь Никона пришлась на пору укрепления этой тенденции; более того, именно Никон явился сознательным ее воплотителем. Любой «состоявшийся» русский город содержал в себе архитектурный образ Града Небесного. В древней Москве Покровский собор (он же собор Василия Блаженного), освященный в 1557 году митрополитом Макарием в присутствии Ивана Грозного, часто величали «Новым Иерусалимом». И не случайно. Замысел храма, явившегося квинтэссенцией национальной идеи Третьего Рима, был основан на апокалиптической символике, почерпнутой из Откровения Иоанна Богослова — в той его части, что посвящена описанию Нового Иерусалима.

Конечно, известные нам каменные постройки Москвы, если сравнивать ее с другими княжескими центрами, появились позже. Но ведь уже и Киев устраивался во образ Константинополя, в свою очередь наследовавшего