008. Свято-Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, страница 4ХРОНОЛОГИЯ 1649 Иеромонах Арсений (Суханов) начал составлять Проскинитарий; Иерусалимский Патриарх Паисий подарил митрополиту Новгородскому Никону кипарисовую модель храма Гроба Господня. 1656 Патриархом Никоном заложена Воскресенская обитель на реке Истре. 1657 В новой обители освятили деревянный храм Воскресения Христова; царь Алексей Михайлович нарек монастырь «Новым Иерусалимом». 1658 Начало строительство каменного Воскресенского собора обители; ссора Патриарха Никона с царем. 1666 Осуждение Никона на Соборе и высылка его. 1681 Смерь Никона по дороге к Новому Иерусалиму. 1685 Достроен и освящен Воскресенский собор обители. Koil. (XVII КСМ Воскресенский монастырь Нового Иерусалима в целом построен. Обрушился шатер над часовней Гроба Господня. Попечением императрицы Елизаветы Петровны возобновились строительные работы в монастыре. Завершено строительство нового шатра по проекту Растрелли. Архимандритом Леонидом в северной трапезной устроен музей Никона. Воскресенский монастырь закрыт и объявлен «художественно-историческим памятником старины». Дивизия СС «Райх» взрывает обитель. Возобновлена работа музея, в основном восстановлены главные сооружения бывшего монастыря, кроме звонницы. 16 dgrycivi 1993 Скончался отец Иосиф (Софронов), последний монах Нового Иерусалима. 25 dKryCTd 1994 Монастырь посетил Патриарх Алексий II. 1995 Началось возрождение иноческой жизни в обители. 1723 1749 1759 1874 1918 1941 1959 Иерусалиму. Золотые ворота, усвоенные через Константинополь Киевом (а потом и второй столицей Руси — Владимиром), повлекли за собой неожиданные сложности для желающих захватить город, поскольку даже половцы и поляки, не говоря уже о русских князьях времен усобиц, считали для себя зазорным войти в город иначе, чем через них, ибо именно через Золо- Эта золотая эмалированная чаша с чеканкой и драгоценными камнями была подарена Никоном царю Алексею Михайловичу в 1653 году. тые ворота Иерусалима палестинского Спаситель совершил торжественный вход в Иерусалим. Однако защищены наследовавшие древним иерусалимским Золотые ворота были настолько хорошо, что даже Батыю не удалось их осилить. Неизменно получалось, что, положив уйму народу на этом бесполезном штурме, осаждавшим, чтобы все-таки взять Киев, приходилось врываться в него «яко татям». Так выглядит подлинный Иордан... Древнерусский христианский город вообще воспринимался не просто как жилой центр и торжище, но как святыня и объект молитвенного поклонения. Еще одна деталь, уподоблявшая его палестинскому Иерусалиму, — Поклонные горы, аналогичные Поклонной горе близ Иерусалима. С них открывалась подъезжающим панорама города, и путники, как это было заведено и в Палестине, слезали с коней и повозок, чтобы поклониться городу и помолиться. Однако город есть город, и, кроме образа Небесного Града, в нем всегда присутствует образ «мира сего» — тюрьмы, лавки, кабаки... Это тоже повелось с Константинополя — помимо «второго Иерусалима», он стремился быть и «вторым Римом». А вот в монастырях, особенно упрятанных от городов подальше, все подчинено духовному началу равноангельского жития. Поэтому закономерно, что образ Нового Иерусалима в конце концов был воплощен именно в устроительстве обители. Удивительно только, что какое-то время этому не противился и «Третий Рим» — Москва, в лице царя Алексея Михайловича. Возможно, просто свеж еще был пример свергнутого царя Бориса Годунова, которому современники ставили в вину и дерзновение строительства в Москве как раз храма |