010. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, страница 10

010. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, страница 10

подвижники

подобный Антоний постоянно носил железную шапку, даже скорее шляпу. Вес ее в разных источниках указывается различный, но если усреднить эти не слишком колеблющиеся «показания», то получится около пяти килограммов. Однако дело даже не в весе этой необычной шляпы. Поразительнее другое — ее поля были прикреплены к тулье гвоздями таким образом, чтобы шляпки гвоздей вонзались в голову того, кто пользовался этим головным убором, и ранили ее. Причем раны эти превращались в незаживающие язвы. Учитывая немалый вес шляпы, ее ношение должно было приносить огромные страдания преподобному. Но страданий этих никто заметить не мог. Лицо святого всегда выражало покой.

Конец его жизни был благостен. Предвидя скорую смерть, преподобный, собрав монахов, благословил их, потом причастился Святых Тайн и тихо отошел к Господу. Было 24 июня 1224 года. Это день (7 июля по новому стилю) памяти преподобного — наряду с 17 (30) января.

Тело святого погребли в устроенном им храме. Через 106 лет мощи были обретены нетленными и долго стояли открытыми. Они прославились многими чудесами, но в 1409 году монахи обители, предупрежденные о приближении татарских полчищ Едигея, скрыли их в земле. С тех пор они находились под спудом. В начале минувшего века над мощами преподобного Антония высился Троице-Казанский собор. Потом монастырь закрыли и постепенно уничтожили практически до основания. После возобновления монашеской жизни по настоянию игумена Евфимия проводились археологические раскопки. И случилось новое чудо — в июне 2001 года мощи преподобного Антония были вновь обретены.

Вверху: Таким Антониево-Дым-ский монастырь был полтора века назад. Работа И. Первухина, 1867 год.

Слева: Мощи преподобного Антония теперь находятся в трапезной церкви преподобного Варлаама Хутынского.

и вовсе уникален — это Антониево столпничество на водах. Преподобный обнаружил огромный валун посреди озера — камень этот то показывался над водой (когда вода убывала), то исчезал под ней (когда она прибывала). Святой стал плавать к этому камню на лодке и молиться на нем. В абсолютном одиночестве стоял он часами над озерной гладью, вознося к Богу теплую молитву. Так камень превратился в святыню, а Дымское озеро получило название Святого. После возникновения здесь монастыря преподобный Антоний, согласно преданию, поставил условием посещения обители предварительное омовение в водах Святого озера. Некоторым паломникам такое купание приносило облегчение от мучивших их недугов, а то и полное выздоровление.

Между тем постепенно избранное преподобным место перестало быть безлюдным. Как это обычно и бывало, прослышав о святом отшельнике, к нему потянулись те, кто мечтал об иноческом служении и хотел обрести мудрого наставника. Обитель сложилась сама собой, позже князь Александр Невский зафиксировал факт ее появления, пожаловав монастырю приозерные земли. Вообще, ряд источ

ников приписывает Александру Невскому особую близость к Дымскому монастырю. То, что он почитал преподобного Антония, несомненно. Остальное могло быть, а могло и не быть. Возможно, князь действительно посещал обитель и даже вылечился в дымских водах от ревматизма.

Игуменский опыт преподобного Антония в созданном им монастыре основывался на примере. Сам настоятель показывал братии, как следует поступать истинному монаху. Днем преподобный неустанно трудился над устроением обители. Под его руководством иноки возвели первый монастырский храм во имя преподобного Антония Великого с приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Одновременно строились кельи, позже появился и теплая (зимняя) церковь.

Устроение обители не отвлекало преподобного Антония и от главного монашеского дела — молитвы. Правда, на молитву оставались обычно лишь ночи, дни были отданы строительным трудам. Ведя столь напряженную жизнь, преподобный выказывал немалое пренебрежение ко всему телесному. Известный факт — на голове ире-