010. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, страница 3

010. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, страница 3

тт. избранна шродиций

Главная святыня Тихвинского Богородичного Успенского монастыря — чудотворная икона Пресвятой Богородицы — во многом определила ту важнейшую роль, что играла эта знаменитая обитель на протяжении шести с лишним веков в истории России.

|ел третии год с тех пор, как отгремела славная для русского оружия Куликовская битва, когда рать великого князя Дмитрия Донского наголову разгромила Мамаевы полчища. Русь вставала с колен, осознавала себя как национальное целое, собиралась с силами, всерьез задумывалась о своем будущем. Именно в этот момент в тогдашних новгородских землях произошло событие, эхо которого звучит в нашей стране по сей день. Основание спустя без малого двести лет Тихвинского Богородичного Успенского монастыря стало прямым его следствием.

Летом 1383 года рыбаки, занимавшиеся своим промыслом на Ладожском озере, были поражены неожиданным явлением иконы Божьей Матери. Некоторое время икона, окруженная

ослепительным сиянием, парила над озерными водами, а потом исчезла из виду. Вскоре после этого она еще четыре раза показывалась людям в этих краях, пока 26 июня не обнаружилась на правом (высоком) берегу реки Тихвинки — там, где сейчас находится церковь Всех святых (Полковая). Собрался народ во главе со священниками, все рыдали и истово молились. И случилось чудо — явленная икона спустилась на руки присутствующим. Тут же решено было рубить на этом месте храм; к вечеру сложили три венца и заготовили материал для работы, которую намеревались продолжить на следующий день, а пока у иконы оставили нескольких человек для ночного бдения. Но те к утру задремали — утром же рядом с ними не было ни иконы, ни венцов, ни заготовленного леса. Народ горевал.

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, вид с правого берега Тихвинки, от Полковой церкви.

Правда, горевал недолго — на противоположном (низком) берегу Тихвинки увидели ослепительный свет. Бросившись туда, нашли и начатый сруб, и материал, и — самое радостное! — икону Богородицы.

Менее чем через два месяца первый храм во имя Успения Богоматери был готов, и новый «дом» чудотворной освятили. Так Русь обрела одну из главнейших своих святынь — Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы, писанную, по преданию, самим евангелистом Лукой и исчезнувшую незадолго до этого из Константинополя, которому через семьдесят лет суждено было