011. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь, страница 17

011. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь, страница 17

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

екатерининская це рксжк-ус ы п^ лкн н

В 1830 году к юго-востоку от Спасского собора была возведена церковь во имя великомученицы Екатерины и святого равноапостольного князя Владимира. Небольшая, одноку-польная, она является характерным образцом так называемого «провинциального классицизма».

Екатерининская церковь строилась усердием вологодского помещика Владимира Волоцкого над могилами его родственников, похороненных на этом месте. Род Волоцких был хорошо известен в Вологде, он вел свое начало от выходца из Польши Александра Волоцкого, получившего в начале XVI века поместья на Вологодчине.

Сейчас церковь во имя вмч. Екатерины соседствует с привезенной в монастырь в 1960-е годы деревянной Успенской церковью, и это соседство — маленькой классицистской церкви-усыпальницы и внушительного шедевра русского деревянного зодчества — выглядит хотя и несколько курьезно, но симпатично.

Классицистская Екатерининская церковь-усыпальница смотрится немного неожиданно в старинном монастыре.

введенск^я церковь

Одним из самых интересных храмов Спасо-Прилуцкого монастыря является церковь, освященная в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. К церкви примыкает трапезная палата, а сама она соединена крытой галереей со Спасским собором.

Одноглавая, бесстолпная, с позакомарным покрытием, Введенская церковь имеет два этажа. В нижнем этаже прежде находился храм, которого в настоящее время не существует, а в трапезной был в 1876 году устроен придел во имя великомученицы Варвары.

Точное время постройки Введенского храма неизвестно, однако по описи 1623 года он значится уже каменным. Большинство исследователей указывают в качестве наиболее вероятного периода его строительства начало второй половины XVI века, предполагая, что он был сооружен вскоре после завершения Спасского собора. Кроме того, очевидно, что при создании декоративного убранства церкви (поребрика, декоративных поясков) зодчие отчасти ориентировались на оформление барабанов глав соборного храма.

Церковь очень нарядна. Она запоминается своей трехъярусной пирамидой, увенчанной барабаном с луковичной главой. Форму храма задает кубический объем, лишенный алтарных апсид, что весьма характерно именно для XVI века.

В 1918 году церковь была закрыта, в 1920-е годы в ней находился клуб.

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.