011. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь, страница 3житель подобного дишрия Русский Север — земля обетованная нашего монашества, наша, северная, Фиваида. Многие прославленные подвижники подвизались здесь, много значимых для духовной жизни русского народа мест в здешнем краю. И одно из них — Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. 1368 году основатель и игумен жил в доме кожевника, стоявшем на шГ* Никольского Переяславского мо- левом берегу реки Вологды. Здесь его, | настыря преподобный Димитрий очевидно, и посетила мысль устроить U оставил построенную им обитель и в окрестностях Вологды общежитель-отправился на север, «к морю студено- ный монастырь. Как говорится в житии, му». Преподобный тяготился почтени- его очень заботило то, что «общаго ем, которое оказывали ему переяслав- жития иноков не бысть от Волги реки цы, и хотел послужить Богу в глухих северных лесах, где никто не слышал его имени. В дальний путь он пустился вместе с преданным своим учеником Пахомием. Долго скитались монахи, пока наконец не вышли к реке Леже (правый приток Сухоны). Место это — в двадцати верстах от Вологды и вблизи от Авнежского селения (ныне — село Вос-кресенское Грязовецкого района) — чрезвычайно понравилось преподобному Димитрию и показалось ему удобным для жизни. Построив здесь хижину, наставник и ученик вскоре принялись за строительство деревянной церковки — во имя Воскресения Христова. Но задержаться близ Авнеги надолго преподобному Димитрию не пришлось. Местные жители, будучи язычниками, невзлюбили его. Пребывание его рядом с ними смущало их. Пришедши к нему, они сказали (нужно отдать им должное, довольно вежливо): «Отче, и тебе, и нам неугодно твое здесь пребывание». Пришлось Димитрию и Пахомию покинуть понравившееся место и идти дальше. В 1371 году они вышли к Вологде («и прииде на Вологду, и виде град украшен многими церквами»). Здесь к монахам отнеслись совершенно по-другому, чем в Авнеге, оказав им самое радушное гостеприимство. Согласно преданию, некоторое время Преподобные Димитрий и Игнатий Припуцкие со Спасо-Прилуцким монастырем. Икона современного письма. по приходе в город прп. Димитрий великия даже и до моря». «И возлюби преподобный место, на Прилуце (то есть в излучине реки) тако нарицаемо, отстоящее от града за три поприща; и абие (тотчас) постави крест на месте том и благослови его». Место, избранное прп. Димитрием для строительства монастыря, принадлежало «благонарочитому мужу Илие и Исидору Выпрягу». В житии отмечается, что они с радостью отдали свою землю монахам и, более того, затоптали озимые хлеба, почти уже созревшие, чтобы строительство .могло начаться немедленно. Первый деревянный храм и кельи возводились очень быстро. Жители города, обрадовавшись тому, что те перь у них будет «свой» монастырь, охотно жертвовали на строительство. Кто-то давал деньги, кто-то — дерево, кто-то — другие предметы, необходимые в монастырском обиходе. Уже 1 августа (по старому стилю) 1371 года церковь во имя Всемилостивого Спаса Происхождения Честных Древ Животворящего Креста была освящена. И «нача преподобный неотступно здесь жительствоваги». Весть о новой обители разнеслась по всей Руси. К преподобному Димитрию стали приходить люди, желавшие принять постриг. Очень многие шли в Вологду из Переяславля, где старца давно знали и любили. Прослышал о монастыре «на Прилуцех» и князь Дмитрий Иванович (пока не успевший стать Донским). Он тоже очень любил преподобного Димитрия, крестного отца одного из своих сыновей. Благодаря пожертвованиям князя (и его наследников) монастырь быстро рос и укреплялся, хотя, конечно, богатым в это время его назвать было нельзя. К началу 1390-х годов преподобный Димитрий почувствовал, что силы оставляют его и недолго ему осталось управлять монастырем. Он собрал вокруг себя иноков и сказал им: «Великий грешник по делам моим худым, я уже изнемогаю и отхожу от сего временного жития, а вам благословляю вместо меня быть игуменом сыну моему духовному Пахомию. Повинуйтесь ему во всех добрых делах, как отцу своему». Скончался преподобный в феврале 1392 года. Как и указывал прп. Димитрий, вторым игуменом Спасо-Прилуцкого монастыря стал Пахомий. Он был достойным преемником своего учителя
|