011. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь, страница 5

011. Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь, страница 5

ИСТОРИЯ

mm

Собор Спасо-Прилуцкого монастыря освящен во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста, установленный Церковью 1 (14 по новому стилю) августа, в первый день Успенского поста, ведет свое происхождение из Константинополя. Именно там в IX веке появилась традиция «износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней». В России, кроме того, 1 августа по старому стилю вспоминали Крещение Руси и совершали празднество в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, памятуя о победе князя Андрея Боголюбского в сражении с волжскими булгарами в 1164 году. Согласно преданию, в поход князь взял с собою крест и икону Божией Матери и молился перед ними о даровании победы. В народе этот праздник, которым начинается Успенский пост, называют медовым Спасом, так как, вслед за малым освящением воды, совершаемым в этот день, освящается также свежий мед. Обычай этот (как и освящение яблок в яблочный Спас) восходит к древней благочестивой традиции, согласно которой первые плоды урожая приносили в храм.

обитель, где строгая иноческая жизнь сочетается с внешним благолепием и богатством. Известно, что в один из моментов своего неровного царствования Иван Грозный замысливал перенести столицу государства в Вологду, и поэтому Прилуцкий монастырь был для него своего рода «запасной придворной обителью».

Игумены Спасо-Прилуцкого монастыря имели в то время большой вес в церковной и политической жизни России. Например, мы знаем, что в 1589 году игумен Галактион (Яковлев) участвовал в Соборе, провозгласившем учреждение Патриаршества и поставившем митрополита Иова в Патриарха Московского. Спустя де-

Вверху: Спасский собор и соборная

Справа: Икона Всемилостивого Спаса с преподобными Димитрием и Игнатием в молении.

вять лет игумен вологодской обители (Гурий) вновь побывал в Москве, дабы участвовать в избрании на царство Бориса Годунова. А в 1613 году игумен Кирилл был одним из тех, кто подписал грамоту об избрании на царство юного Михаила Федоровича Романова.

Но до 1613 года монастырю прп. Димитрия еще пришлось пережить тяжкие времена. В 1604 году, когда польские полки вторглись в Россию, Спасо-Прилуцкий монастырь помог русскому