016. Кирилло-Белозерский монастырь, страница 25

016. Кирилло-Белозерский монастырь, страница 25

святыни

Святыни, связанные с прп. Кириллом, находятся не только в самом Памятный крест на горе Мауре. монастыре. На фото — часовня, поставленная на горе Мауре, откуда преподобный увидел Сиверское озеро и понял, что именно это место уготовила ему Пресвятая Богородица для спасения.

хранения, и работники музеев делают все, что в их силах, для того чтобы сохранить эти дивные произведения искусства. С другой — икону все-таки нельзя считать «картиной». Монахиня Иулиания (Соколова) (1899—1981), много лет посвятившая иконописи, реставрации, преподаванию, говорила, что икона — «окно в мир иной». И это глубоко верное определение. Мастер писал икону не для того, чтобы сказать «новое слово в искусстве», не для того, чтобы его работой «любовались». А для того, чтобы перед нею молились. Любование, научное исследование — все это может и в некоторых случаях должно иметь место, но потом, после молитвы. У икон, помещенных в музеях, отнята их главнейшая функция — быть окном. И человек, входя в музейный зал, где размещено десять, двадцать, тридцать икон (прекрасно освещенных, с по

дробными подписями), испытывает растерянность. Как если бы он находился в комнате с несколькими десятками окон, но не мог бы ни одного из них растворить, чтобы глотнуть свежего воздуха. Иногда ставят в пример ситуацию с европейской религиозной живописью — да, она почти вся в музеях. Но там — живопись, тогда как у нас — иконы. И если «вереницы Мадонн» (перефразируя В. Ф. Ходасевича) посетителя Лувра разве что утомляют, то видеть «вереницы» иконописных изображений Пресвятой Богородицы в залах древнерусского искусства какого-нибудь N-ского музея подчас бывает просто больно.

Повторимся, вопрос этот очень непростой. Пока, вероятно, мы должны быть благодарны и за то, что иконы Кирилло-Белозерского музея не кололи штыками, не рубили топорами, не жгли

в кострах и не использовали «в хозяйственных целях», за то, что работники музея в очень сложных исторических услових сохранили их для потомков.

Особое место в экспозиции Кирилло-Белозерского музея-заповедника занимают иконы из иконостаса Успенского собора. Созданный артелью московских мастеров в конце XV века, этот иконостас первоначально включал в себя около шестидесяти икон. Большая часть из них сохранилась. Также великим сокровищем является икона «Успение Богоматери» — старейшая икона Кирилло-Белозерского монастыря, написанная в первой четверти XV века (следовательно, при жизни преподобного Кирилла), еще для деревянного Успенского храма. Впоследствии, когда был возведен каменный собор, эту икону поместили в местном ряду иконостаса.