016. Кирилло-Белозерский монастырь, страница 23

016. Кирилло-Белозерский монастырь, страница 23

святыни

За минувшие сто пятьдесят лет мало что изменилось в отношении мощей прп. Кирилла. Так же, как и тогда, они почивают под спудом. На том же месте стоит и рака — хотя ныне она простая деревянная, а не «среброковайая». Да и покрова, «шитого царственными руками», на ней нет.

Долгое время мощи святого находились даже вне церкви. Погребен он был рядом с деревянным Успенским собором, а над могилой его выстроили особую «погребальную палатку». И, согласно сведениям, приводимым все тем же А.Н. Муравьевым, еще Иван Грозный упрекал кирилловских иноков

Известно, что присутствие святынь освящает и то, что находится рядом с ними. Так произошло и с Сиверским озером. Вода здесь ежегодно освящается в день памяти преподобного Кирилла — 22 июня.

в нерадении о мощах основателя обители: «У вас над Воротынским церковь, а над чудотворцем нет! Воротынский в церкви, а чудотворец за церковию!» По настоянию царя над погребением прп. Кирилла выстроили храм, но и тогда мощи его остались под спудом.

Собственно, именно последнее обстоятельство сохранило мощи святого от вскрытия и поругания в годы советской власти. Не подверглись по

руганию мощи и других белозерских угодников Божиих, прпп. Мартиниана и Нила Сорского, также почивавшие под спудом. В народе, однако, ходили упорные слухи, что эти мощи вскрывались. Никаких документов по этому поводу не сохранилось. Возможно, имело место так называемое «показательное вскрытие» рак, установленных над погребениями святых. Но, поскольку во всех этих случаях раки представляли

г

штшт

«Ликвидировать варварский пережиток»

Официально большевистская кампания по вскрытию святых мощей началась 16 февраля 1919 года, когда Наркомат юстиции принял первое постановление о том, как должно производить подобные вскрытия. Но еще за несколько месяцев до этого, 22 октября 1918 года, были вскрыты мощи прп. Александра Свирского в Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре Олонецкой епар

хии. Особый размах кощунственная кампания приобрела весной 1919 года. Однако, что бы там ни утверждали представители новой власти (а они утверждали, что «с мест» к ним летят письма и телеграммы, в которых люди просят «освидетельствовать» мощи того или иного святого, чтобы освободить их «от суеверия»), народ был против поругания святынь. Во всяком случае, в 1920 году большевикам пришлось констатировать, что итоги антирелигиозной кампании явно недостаточны, хотя за полтора года было произведено

более шестидесяти вскрытий. «Массы» не перестали почитать мощи святых угодников. Напротив, глумление над ними вызвало в людях определенный религиозный подъем. Вот чрезвычайно характерные воспоминания очевидицы. Речь здесь идет об «освидетельствованных» и выставленных в Троице-Сергиевой Лавре на всеобщее обозрение мощах преподобного Сергия: «Мощи его, ничем не прикрытые, лежали под большим стеклом... Почти все богомольцы подходили с букетами и цветами и, явно желая

прикрыть ими обнаженные мощи, разбрасывали цветы по стеклу... Толпа была безмолвная, лица сумрачные и сосредоточенные». Отныне советская власть взяла курс не только на вскрытие, но и на конфискацию мощей. Причем осуществлять это предполагалось «в комплексе» — то есть одновременно с закрытием храмов и монастырей. Таким образом деятели антирелигиозной пропаганды планировали «полностью ликвидировать варварский пережиток старины, каким является культ мертвых тел».