016. Кирилло-Белозерский монастырь, страница 24

016. Кирилло-Белозерский монастырь, страница 24

святыни

si

шч

т

ШШ1

Деисис (в России укоренено также неправильное произношение — деисус) — как правило, композиция из трех икон. В центре расположена икона Христа Пан-тократора, по сторонам — иконы Богоматери (по правую руку от Спасителя) и Иоанна Предтечи (по левую руку от Него). Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель изображены при этом «в молении» (в переводе с греческого слово «деисис» и означает «прошение, моление»). Первоначально деисис выполнялся на одной доске. Деисис, состоящий из трех и более досок (когда по обеим сторонам от Богоматери и Иоанна Крестителя изображались мученики, апостолы и т.д.), появился позднее. Догматический смысл композиции деисиса — молитвенное заступничество за людей Богородицы и святых перед лицом Небесного Царя.

Крест, воздвигнутый прпп. Кириллом и Ферапонтом на месте основания Кирилло-Белозерского монастыря.

собой лишь надгробия и мощей в них

не содержалось, то и поругания святыни не было. Правда, при закрытии Ферапонтовского прихода в 1937 году Ленинградский облисполком (по ходатайству комиссии по вопросам культов) выпустил постановление: «Мощи, находящиеся в бывшем Ферапон говском монастыре в церкви под спудом, РИКу с заинтересованными органами ликвидировать совершенно, без оставления даже следов на данном месте». Но постановление это исполнено не было. А в отношении мощей прп. Кирилла Белозерского даже и постановлений таких не принималось. Видимо, власти успокоились на том, что мощи находятся в музее (организованном на территории Кирилло-Белозерского монастыря в 1924 году) и, таким образом, больше «не одурманивают» народ. В настоящее время у гроба преподобного Кирилла

вновь звучат молитвы: небольшой Кирилловский храм — единственный на территории Большого Успенского монастыря — передан Церкви.

Сохранились не только мощи прп. Кирилла, но и вещи, принадлежавшие ему, — книги, фелонь, шуба, кожаный ремень с сумой. Многие из них представлены в экспозиции Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Даже выставленные в качестве музейных экспонатов, они вызывают благоговейное чувство. Дошел до наших дней и массивный крест (он имеет в высоту более двух метров), установленный преподобными Кириллом и Ферапонтом на месте, где позднее вырос Кирилло-Белозерский монастырь. Он стоял там, где ныне находится Малый Иоанновский монастырь. В XIX веке над ним возвели особую сень, но это не спасало древний памятник от разрушения. Впоследствии

крест был перенесен в музей.

Совершенно отдельная тема — древние иконы Кирилло-Белозерского монастыря, хранящиеся в собрании не только здешнего музея, но также и в других музеях России. К счастью (во многом как раз благодаря тому, что сразу же после закрытия монастыря в 1924 году здесь был организован музей-заповедник), большинство из них не пропали, не были уничтожены, а находятся в прекрасном состоянии и доступны людям. Печально, однако, то, что иконы эти выставляются в музеях именно как «памятники древнерусского искусства», а ведь они не только «памятники», но и святыни. Это один из наиболее болезненных вопросов нашего времени. С одной стороны, иконам действительно нужны особые условия

Центральная часть многочастного деисиса

us Успенского собора.