017. Свято-Юрьев монастырь, страница 6ИСТОРИЯ В начале XIX века жизнь в монастыре еле теплилась. Он был, по слову архимандрита Фотия (Спасского), фактически возродившего обитель, «наполнен Вверху: Вид обители в начале XX века. Слева: Крестовоздвиженский храм Юрьева монастыря. присланными под надзор в наказание, не имеющими, где главы преклонить, исключенными разного рода людьми». Эта публика оказывала отрицательное воздействие на братию монастыря, и без того уже достаточно ослабленную в нравственном отношении отсутствием общежительного устава. И именно введение общежития стало первым делом архимандрита Фотия, назначенного в Юрьев монастырь в 1822 году. Встреченный в монастыре 4 сентября 1822 года, он сразу же был поставлен перед необходимостью решать насущнейшие вопросы: чем кормить и во что одеть-обуть братию. Первыми — после протокольных приветствий — словами наместника, обращенными к новому настоятелю, были: «Отче, в обители хлеба нет вовсе, братии завтра нечего есть; денег нет у нас никаких для покупки нужного. Что повелишь делать?» Архимандрит принялся за работу, что называется, засучив рукава. Меры, предпринятые им, хотя и способствовали укреплению хозяйственной и уставной жизни Юрьева монастыря, поначалу вызвали противодействие насельников, привыкших к совершенно иному — гораздо более «расслабленному» — ритму существования. Так, общежительный устав иноки даже не приняли всерьез, и настоятелю пришлось по-настоящему перевоспитывать своих подопечных. Сохранились некоторые письменные внушения архиман- Многие храмы в России освящены в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Есть Кре-стовоздвиженская церковь и в Юрьевом монастыре. Празднование Воздвижения Креста Господня установлено 14 сентября (27 сентября по новому стилю). В этот день Церковь предписывает соблюдать строгий пост — в память о крестных муках Спасителя. Крест Господень был обретен лишь триста лет спустя после событий, описанных в Евангелии, при равноапостольном императоре Константине и его матери, святой равноапостольной Елене. Существует несколько вариантов предания, по-разному повествующих об обретении Креста. Наибольшее распространение получила самая поздняя, относящаяся к V веку, версия, согласно которой все три креста (на одном из них был распят Спаситель, на двух других — разбойники) были найдены под языческим храмом Венеры (впрочем, и в старейшей версии предания говорится о том же храме). Чтобы отличить Крест Господень от других двух крестов, их по очереди поднесли к скончавшемуся человеку, которого несли мимо в тот момент, когда были найдены кресты. Когда к мертвецу прикоснулось Истинное Древо, он ожил. После этого Животворящий Крест был поднят — то есть «воздвигнут» — на всеобщее обозрение и для поклонения верующих. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Икона работы мастера О. С. Чирикова (рубеж XIX-XX веков). |