018. Серпуховский Высоцкий монастырь, страница 15

018. Серпуховский Высоцкий монастырь, страница 15

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Вверху: Монастырь хранит молитвенную память об усопших братьях. Крест над могилой настоятеля.

Крыльцо Зачатьевского собора. Портал Зачатьевского собора.

обходной галереи. Разновеликие галерейные арки опираются на массивные квадратные столбы. Первоначально для входа на галерею были устроены с трех сторон каменные лестницы, но уже к началу XX века сохранялась лишь одна из них (с двойным сходом) — на юго-западной стороне собора. Нижняя часть собора когда-то служила усыпальницей. Фасады четверика расчленены лопатками на три прясла и завершены рядом закомар, отрезанных карнизом от поля стены. В конце XVII — начале XVIII веков на средства Нарышкиных была перестроена верхняя часть собора: при этом изменили своды и наладили четырехскатную кровлю. До революции храм неоднократно расписывался. В 1899 году росписи были поновлены «в новейшем живописном вкусе», как тогда писали. В первой половине XVII века с севера и юго-востока к собору пристраиваются приделы в честь Рождества Пресвятой Богородица и святителя Николая Чудотворца. В 1697 году на средства дяди Петра I Льва Нарышкина на месте Никольского придела было построено трехэтажное здание, сохранившееся доныне. На первом этаже этой пристройки располагается церковь во имя святителя Николая, в которой сохранились росписи 1873 года (освящена 11 августа 1991 года и стала первым зимним храмом возрожденной обители), на втором — ризница, на третьем — храм во имя преподобного Сергия Радонежского (освящен после реставрации 6 сентября 1996 года).

После вызванного закрытием монастыря запустения, царившего большую часть XX века, с 1995 года в Зачатьевском соборе начались полноценные восстановительные работы. 25 сентября 2001 года, в день памяти преподобного Афанасия Высоцкого Младшего состоялось великое освящение собора. Чин совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении нескольких архиереев.

Зачатьевский собор до закрытия обители. Фотография конца XIX века.