018. Серпуховский Высоцкий монастырь, страница 18

018. Серпуховский Высоцкий монастырь, страница 18

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

уходил своими корнями в далекий XVI век. Храм задумывался в качестве усыпальницы Коншиных. Автором проекта выступил не менее знаменитый представитель русского зодчества конца XIX — начала XX веков, архитектор Роман Иванович Клейн, создатель здания Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Бородинского моста в Москве и других известных сооружений. Всехсвятская церковь возведена за пределами монастырских стен, по улице Калужской, на месте монастырского кладбища. Она представляет собой пример стилизации с применением элементов византийской и романской архитектуры. (Эклектичность, преимущественно в стиле модернизированной классики, была фирменным почерком архитектора Клейна.) Квадратный в плане кирпичный храм на высоком подклете был увенчан декоративным шатром и с трех сторон окружен открытой галереей, на которую вели две лестницы. На вершине шатра первоначально возвышался массивный каменный крест. Собственно, нижний ее этаж предназначался для семейной усыпальницы храмоздателя, на втором находилось пространство храма. Внутри церкви был возведен низкий белый мраморный иконостас в византийском стиле. Иконы для него писал живописец Дикарев. Стены церкви были расписаны иконописцем Копьевым. В настоящее время храм находится на реставрации.

Восстановление монастыря идет Святых в лесах.

ходом. Церковь Всех

стены Н

Хорошо известно, что Романовы, пришедшие к власти в Русском государстве в период кровопролитной Смуты, очень боялись повторения подобных событий. Неспокойный и бунташный XVII век еще больше подогревал их опасения. Яркий пример героической полуторагодичной защиты Троице-Сергиевой Лавры доказал, что монастыри могут быть неприступными оплотами обороны даже в самых сложных обстоятельствах. Поэтому первые Романовы уделяли большое внимание крепостному монастырскому строительству. Мощные стены с башнями окружили в XVII столетии многие русские монастыри во всех концах необъятной страны. Обители, предназначенные для того, чтобы славить Господа, в нужный момент могли стать хорошо укрепленными, вооруженными до зубов крепостями.

Справа:

Юго-восточная башня и южное прясло стены.

Дальняя справа:

Бойницы нижнего и среднего ярусов.

Решение о строительстве каменных стен вокруг Высоцкого монастыря было принято в окружении царя Алексея Михайловича, второго государя из династии Романовых. Помимо общегосударственных стратегических целей, за этим решением стояла практическая необходимость. Несмотря на продвижение России на юг, центральные уезды страны все еще не были в безопасности — крымские татары продолжали опустошительные набеги.

Стены Высоцкого монастыря представляли в плане неправильный четырехугольник, сжатый с юго-востока и северо-запада. По углам располагались четыре башни. Существовала и пятая — полубашня, находившаяся в середине северного прясла стены. Общая протяженность стен составляла 510 метров. Нижние их части сложены в ком-