018. Серпуховский Высоцкий монастырь, страница 13

018. Серпуховский Высоцкий монастырь, страница 13

подвижники

штшт

Пожертвования «на помин души»

Своими пожертвованиями в обитель прославился ее основатель, серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый. Практика пожертвований «на помин души» существовала в христианском мире издревле. Русская духовная традиция не была исключением из общего правила. И влиятельные лица, начиная от самих великих князей, а затем царей, и простые люди по мере сил старались делать вложения в надежде получить молитвенную поддержку иноков. Наиболее значительные пожертвования фиксировались в особых документах, получивших название вкладных книг. Они представляют неоценимую важность для истории, особенно в качестве источника по изучению отношений монастыря с миром. Вкладные книги дают богатый материал для характеристики хозяйственного положения и быта обителей, их постепенного развития. Много сведений можно почерпнуть из этих источников и для более глубокого понимания социально-экономической истории страны в целом.

Вкладные книги существовали и в Высоцком монастыре. Долгое время в его хранилище находилась книга XVIII столетия, являющаяся списком с древнейшего оригинала. В последней ее части велись постоянно пополняе

мые записи. В большинстве случаев вкладные книги содержат довольно однообразные вклады. Они состоят из денег, различной церковной утвари, облачений или небогослужебных дорогих предметов: светской одежды, серебряной посуды (чарки, братины, блюда), украшений, иногда оружия, а также скота. Серпуховская книга показывает, что по поводу предметов вложений не было особых установлений — каждый давал монастырю то, что мог дать. В книге мы находим самые незначительные предметы обихода: топоры, долота, жернова, подушки и даже поношенное платье. Часто вклады имели форму оплаты: строительства новых или ремонта обветшавших монастырских зданий, поновления икон, золочения иконостасов и паникадил.

Характер вложений зачастую отражает социальный статус вкладчиков. Так, именитые особы жертвовали деньги, богатые облачения и дорогие сосуды; землевладельцы — угодья, зерно, лошадей; казаки — чужеземные монеты из своей походной добычи; «оконничник» дал фонарь слюдяной; солодовник — 10 четвертей солоду; некий Иван Крюков даже пожаловал монастырю кабальную грамоту на холопа Петрова, оцененную вкладчиком в сорок рублей. Вот выдерж

ки из начальной части вкладной книги:

«Начало с Богом святым книги сея вкладныя Града Серпухова Высокого монастыря, писана в лето от сотворения мира 7084 (1576 от P. X.) году при архимандрите Иосифе чюдовском, а ис той из древней книги в сию в новую вкладную книгу выписана в 729-м году генваря в 1 день тогож Высокого монастыря при архимандрите Герасиме да при казначеи иеромонахе Карнилии.

В лето от сотворения мира 7085 году дал вкладу серпухо-витин, городовой прикащик, Михаила Григорьев в монастырскую вотчину, в село

Ботурлино, образ Николая чюдотворца, да 2 колокола, а хлеба десять четвертей; да он же дал по брате своем та-рушенине (жителе Тарусы), по Василе Петрове сыне Пат-рекееве, две лошади.

Дал вкладу князь Петр Иванович Горчеков в дом Пречистыя Богородицы, в Высокой монастырь, при архимандрите Агапите, конь сер с седлом з бархатным и с уздою, и с войлоки, и с попоною черкаскою, да кобылу нагайскою, да двадцать руб-лев денег, да кавтан камчатой багровой, да однорятку белою, да шапку, да двой сапоги сафьянныя, четыре улья пчел, да пять рублев денег...»

Вкладная книга Высоцкого монастыря.

мать Петра I, царица Наталья, выстроила над гробом преподобного одноглавый каменный храм во имя Афанасия Афонского. В том же году Карионом Истоминым было написано житие и составлена служба святому. В 1878 году изрядно обветшавшую Афанасиеву церковь разобрали и вместо нее, в ознаменование 500-летнего юбилея монастыря, возвели обширный храм во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. В 1967 году

власти его снесли, «как сооружение, не представляющее архитектурной и исторической ценности». Точное место погребения преподобного Афанасия было утеряно. После возобновления иноческой жизни на Высоком проводились работы, в ходе которых удалось установить могилу угодника Божия. 24 сентября 1994 года совершилось обретение мощей игумена Афанасия, после чего они с торжеством были перенесены в Покровский храм. А на Архиерейском

соборе Русской Православной Церкви 2004 года состоялось всецерковное прославление преподобного Афанасия Высоцкого Младшего. Имя его включено в месяцеслов. Память преподобного совершается 12/25 сентября, а также в среду Светлой седмицы.

От святых мощей преподобного Афанасия, покоящихся в Покровском храме обители, в наше время продолжают совершаться знаменательные случаи исцелений страждущих.