018. Серпуховский Высоцкий монастырь, страница 10

018. Серпуховский Высоцкий монастырь, страница 10

подвижники

следует читать Толковое Евангелие, за трапезой — Патерик, книги святых отцов, что «села и люди держати иноком не предано есть святыми отци». Упоминает автор и о конечной задаче монахов — заполнить места павших с небес ангелов.

Осенью 1382 года Дмитрий Донской после нашествия хана Тохтамыша изгнал из Москвы митрополита Кип-риана. Вместе с ним пределы Руси покинул и преподобный Афанасий. Это одна из самых загадочных страниц в жизни святого. Обстоятельства его ухода из монастыря неизвестны. Возможно, опала великого князя распространялась и на тех, с кем был близок митрополит. Но не исключено, что святой своим поступком выражал несогласие с вмешательством светской власти в жизнь Церкви и ее иерархов. Еще один вариант: преподобный Афанасий давно мечтал избавиться от неизбежных хлопот, связанных с положением настоятеля, и обрести уединение, а отъезд Киприана использовал как повод к исполнению своего тайного желания. На чужбине Афанасий Старший осел в Константинополе, сердце Византии. В каком-то из столичных монастырей он приобрел себе келью, где продолжил подвижническую жизнь. Рогожская летопись отмечает, что преподобный «поживе в молчании с святыми старци». Местные предания об Афанасии, нашедшие отражение в его Житии, составленном Карионом Истоминым

в 1697 году, содержали легенду о том, что он был поставлен в Патриархи Константинопольские. Согласно Житию, произошло это после случившегося знамения от Бога, что только он может быть Патриархом и больше никто.

В далекой Византии Афанасий Старший не забывал о Высоцком монастыре. По его заказу греческие мастера написали для обители иконы, составившие впоследствии знаменитый Высоцкий чин — деисисный ряд иконостаса Зачатьевского собора. Высокохудожественные иконы Высоцкого чина должны были стать большим явлением в куль

турной жизни Руси той эпохи. Как считают историки искусства, они оказали значительное влияние на творчество Андрея Рублева. Высоцкий чин вместе с другими иконами и благословенной грамотой был прислан в монастырь на Высоком еще при жизни преподобного Афанасия Высоцкого Младшего (до 12 сентября 1395 года). В июне 1392 года в константинопольском Студийском

монастыре Иоанна Предтечи русский инок Сергий «по благословению и по совету» Афанасия Старшего написал Сборник поучений и житий, включавший святоотеческие сочинения и статьи «природоведческого» характера («О четырех морях», «О двенадцати ветрах» и т.п.). Сборник был отправлен в библиотеку Высоцкого монастыря. В послесловии к нему монах Сергий писал, что митрополит Киприан, возвращаясь в Москву в 1390 году, «много моляшеть» Афанасия, «дабы пошел на Русь восприяти честная», но тот «не восхоте и рече: "Келия си ми лутше онех честных"». Традиционно с именем Афанасия Старшего связывают составление списка церковного устава иерусалимской Лавры Саввы Освященного под называнием «Око церковное». Список, составленный «грешным Афанасием, малейшим в единообразных» для русской богослужебной практики, был отправлен на Русь в 1401 году. Преподобный отошел ко Господу около 1412 года.

В середине XVII века имя преподобного Афанасия Высоцкого без указания дня памяти включил в свой месяцеслов Симон Азарьин. Почитание угодника

Закат над Высоцким монастырем.

Божьего подтверждено включением его имени в собор Радонежских святых (6/19 июля), празднование которого установлено в 1981 году по инициативе наместника Свято-Троицкой Сер-гиевой Лавры архимандрита Иеронима (Зиновьева).

Сборник «Око церковное» содержит иерусалимский устав — набор правил, регламентирующих богослужение.