018. Серпуховский Высоцкий монастырь, страница 9

018. Серпуховский Высоцкий монастырь, страница 9

подвижники

зело разумень, и доброписаниа много рукы его и доныне свидетельствуть, и сего ради любим зело старцу», — писал Епифаний Премудрый. Слава об ученом монахе стала распространяться за пределы Троицкой обители. Это подтверждается дальнейшими вехами биографии Афанасия. Именно его, согласно Житию преподобного Сергия Радонежского, хотел видеть настоятелем своего монастыря князь Владимир Храбрый: «И тако же молит боголюби-вый князь, да дастъ ему единаго от уче-никъ своих, именем Афонасиа. Святый же [Сергий], аще и нужно ему бысть дарование, но любовию преклонися на прошение». Личность Афанасия вполне соответствовала грандиозным замыслам князя. Высоцкий монастырь уже в момент своего основания задумывался как новый духовный центр религиозной жизни к югу от Москвы. Этим мудрым замыслам суждено было сбыться. Сделавшись настоятелем, преподобный Афанасий Старший продолжил свои труды, особо заметные в области применения на русской почве византийских культурных традиций. Благодаря деятельности святого, Высоцкий монастырь превратился в один из оплотов византинизма на Руси.

тш

Киноварь (от греч. kinnabari) — минерал, относящийся к классу сульфидов. Имеет красный цвет. Служит исходным сырьем для получения ртути, а также для приготовления красок. Как художественную краску киноварь применяли уже в Древнем Египте. В эпоху средневековья в русской книжности киноварь была основным средством, с помощью которого на письме красным цветом выделялись заголовки, прописные буквы, делались важные пометы на полях и т.д.

В 1381 году некий дьякон Вунько по благословению преподобного Афанасия сделал список Пандектов Никона Черногорца, популярных в средневековой Руси компиляций канонического содержания, составленных в XI веке в Сирии. Предполагается, что Вунько побывал в афонском Зографском монастыре, где скопировал болгарский список, присланный туда тырновским патриархом Феодосием. В августе 1382 года к тексту, переписанному дья

коном Вунько, уже сам Афанасий добавил собственную запись монашеско-учительного содержания. На одном из листов этой записи содержится киноварная приписка: «В лето 6889 месяца августа начаты быша писати книги сия в монастыри на Высоком в честь и в славу Пречистой Матери Божии че-стнаго Ея Зачатия при игумене греш-нем Афанасии».

Согласно преданию, в 1381 году обитель на Высоком в сопровождении преподобного Сергия Радонежского посетил митрополит Киевский и всея Руси Киприан. Так или иначе, но именно тогда митрополитом были написаны знаменитые «Ответы» игумену Афанасию, «въпросившему о некоих потребных вещех», касающихся монастырской жизни. В адресате «Ответов» Киприана принято видеть именно преподобного Афанасия Старшего. В числе прочего, митрополит говорит, что в церкви

Слева внизу: Автограф преподобного Афанасия на листе из рукописи Пандектов Никона Черногорца.

Внизу: Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси.