019. Переславский Никитский монастырь, страница 6ИСТОРИЯ перенесение русской столицы из Москвы в Вологду, дорога на которую шла как раз через Переславль-Залесский. Учитывая все это, нельзя не признать, что Иван Грозный, приступивший к переустройству Руси, отводил в своих планах Никитской обители какую-то очень важную роль. Сейчас можно спорить о том, что конкретно замыслил царь, но одно несомненно — укрепление монастыря оказалось очень своевременным. В эпоху русской Смуты мощные монастырские стены хоть и не спасли обитель от разорения, но позволили около полумесяца сдерживать натиск литовских отрядов, возглавляемых паном Сапегой. Случилось это в 1611 году. Сопротивление защитников тогда все же было сломлено; ворвавшись в монастырь, литовцы перебили почти всех монахов, разорили обитель, после чего игумен Мисаил «скитался меж двор». Как бы «на память» о своей воинской доблести литовцы оставили в монастыре несколько пушек. Одна из восьми пушек, брошенных литовцами в 1611 году в Никитской обители. Последствия разорения были быстро преодолены — главным героем этого восстановления вновь стал русский царь, на этот раз новоизбранный Михаил Романов, приходивший в 1617 году молиться к преподобному Никите Столпнику и делавший богатые вклады в монастырь. Царь Алексей Михайлович в этом смысле шел по стопам своего отца, не отставали от царей и патриархи,архиереи и бояре. Российский император Николай II во время посещения Никитского монастыря. Фотография 1914 года. Еще один «царский сюжет» относится к концу XVII века. В 1688 году юный Петр I, прибывший в Переславль строить свою «потешную» флотилию на Плещеевом озере, жил некоторое время в Никитском монастыре. Так обитель оказалась причастна к зарождению имперского величия России, начинавшегося с московских «потешных» полков Петра и его переславско-го флота. Благоволивший к Никитскому монастырю император позже, в 1716 году, подписал указ, гласивший: «Возобновися сия древняя лавра Благовещения Пресвятыя Богородицы и великомученика Никиты и посвящен тоя лавры игумен Иосиф в архимандриты с шапкою и палицею, и дадеся ему грамота на пергаменте, златом расписанная, с кустодиею золотою, и по нем вперед будущим архимандритом вечно». Но благоденствию обители подходил конец. Об умалении ее значения свидетельствует Вкладная книга мо |