022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 26

022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 26

«гнев mm взыде на ны...»

Осенью 1670 года Макарьево-Желтоводский монастырь оказался на пути отрядов Степана Разина, поднявшего знамя крестьянской войны. Обитель мужественно сопротивлялась бунтовщикам, но все же не устояла и была разорена.

«Степан Разин» (1918), картина Бориса Кустодиева из собрания Государственного Русского музея.

Макарьево-Желтоводский монастырь на открытке XIX века.

тепан (Стенька) Разин — личность легендарная, ему посвящены народные песни, литературные произведения, фильмы. При этом оценки его деятельности весьма разнятся. Но тут действительно трудно сойтись на чем-то одном — Разин был для этого слишком сложным и неоднозначным человеком. До поры до времени он честно служил царю. Первые упоминания о будущем «поджигателе» крестьянской войны относятся к 1661 году, когда Разину было около тридцати лет. Письменные источники, относящиеся к тому году, свидетельствуют: Разин тогда входил в делегацию донских казаков, ездившую к калмыкам договариваться о мире и предлагать совместные действия против крым-цев. В том же 1661 году он брал отпуск, чтобы сходить на богомолье в Соловецкий монастырь. Уже с 1662 года Разин числился атаманом.

Все изменилось в середине 1660-х годов. Если верить некоторым свидетельствам, в 1665 году в разинской семье произошла трагедия — по приказу князя Юрия Долгорукого был повешен старший брат Разина, Иван, наказанный за то, что самовольно ушел

со своим отрядом на Дон во время русско-польской войны. И Степан затаил великую обиду на бояр.

Эта обида дала о себе знать весной 1667 года, которым датируется начало «антигосударственной» деятельности Разина. Атаман, собрав приличную «ватагу» в несколько сот казаков, принялся грабить казенные суда, шедшие по Дону, тем самым нарушив клятву «отстать от воровства», торжественно принесенную донскими казаками царю. Впрочем, четкая «антибоярская» программа у Разина в это время пока еще не сформировалась — душа просила «гульбы», и, по большому счету, ему было все равно, где «гулять на воле». Доказательством тому служат последующие действия атамана — в ближайшие после этого два года он громил татар в устье Волги, грабил турецкие корабли на Каспии, резал персов... Лишь осенью 1669 года Разин обратил свой взор на русские города, стоявшие на Волге.