022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 27

022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ И МИР

Знаменитый утес Стеньки Разина на Волге, известный по одноименной песне: «Пусть тот смело идет, на утес тот взойдет / И к нему чутким ухом приляжет, / И утес-великан все, что думал Степан, / Все тому смельчаку перескажет».

В июне 1670 года он захватил Астрахань и решил двигаться вверх по Волге. Войско его, построенное по казачьему образцу, быстро росло — к нему приставали в огромном количестве беглые и инородцы. Летом 1670 года Поволжье оказалось охвачено огнем крестьянской войны. Повсеместно избивали воевод, громили верные правительству войска, заводили казачье самоуправление. Лозунги Степана Разина были близки простому люду: «Я пришел бить только бояр, да богатых господ, — говорил атаман, — ас бедными и с простыми готов, как брат, всем поделиться». При этом о царе Степан высказывался очень аккуратно, демонстрируя свою верность ему. Более того, он устроил прямой «подлог», утверждая, что вместе с ним идут царевич Алексей (на самом деле умерший в начале 1670 года) и Патриарх Никон (в то время находившийся в ссылке).

Под разинское «колесо» попал и Желтоводский монастырь. Осенью 1670 года взбунтовалось Лысково, что стоит напротив обители, на другом берегу Волги. Несколько лысковских посланников отправились звать к себе разинского атамана Максима Осипо-ва, под началом которого было около 15 тысяч человек (включая сотню донцев — товарищей Степана Разина). Тот откликнулся на призыв. Насельники монастыря не пожелали подчиниться «ворам» и, набрав окрестных крестьян, организовали оборону. 8 октября оси-повцы приступили к стенам обители и попытались поджечь ее, но были рассеяны артиллерийским огнем. Второй приступ, состоявшийся через несколько дней, оказался для нападавших успешнее — монастырь пал. Бунтовщики разграбили пожитки частных людей, принесших их в обитель на сохранение, однако, как утверждается в ряде источников, ничего монастырского не взяли.

Эти события легли в основу «Сказания о нашествии на обитель преподобного отца нашего Макария Желтоводского, бывшем от воров и измен

ников воровских казаков», созданного в 1670-е годы. В работе над «Сказанием» анонимный автор очевидным образом ориентировался на «Сказание об осаде Троицкого монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в России мятежах, сочиненное оного же Троицкого монастыря келарем Авраамием Пали-цыным», но некоторые детали доказывают, что он был свидетелем описываемой трагедии. «Гнев Божий взыде на ны, — восклицает автор. — Яко медведь уязвленный паче свирепеет жесточае, или яко осы раздраженные люте нападают, тако окаяннии изменницы горьким свирепством ко стенам приступаху непрестанно».

Между тем, для разинцев наступали плохие времена. 4 октября Степан Разин был разбит под Симбирском князем Юрием Барятинским и, бросив свое войско на произвол судьбы, бежал, после чего был пленен верными царю донскими казаками и выдан властям. Церковь его предала анафеме. После страшных пыток, которые Степан Разин перенес необыкновенно мужественно, его казнили. Это случилось 6 июня 1671 года. Отряд Осиповатоже недолго хозяйничал вблизи Желтоводского монастыря. Уже в конце октября 1670 года он был разгромлен. Мятежников жестоко наказали, немедленно казнив даже всех пленных.