022. Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский монастырь, страница 28шьж иютно mnmi..»На протяжении без малого двух столетий Макарьевская ярмарка, разворачивавшаяся летом у стен Желтоводского монастыря, являлась, по ряду показателей, крупнейшей в Европе. Именно ей обитель была обязана своим расцветом. История волжских ярмарок уходит корнями в древнейшие времена. Само положение этой водной артерии превращало ее в средство связи многих народов друг с другом. И прежде всего, связи экономической, торговой. В эпоху Казанского ханства крупная ярмарка существовала вблизи Казани, принося татарской столице существенные дивиденды. Московским государям такое положение дел не нравилось, и они несколько раз пытались перенести ярмарку в русские земли. Так, в 1524 году великий князь Василий III — после того как русские корабли были ограблены татарами — запретил русским купцам участвовать в Казанской ярмарке, устроив ее «аналог» в Васильсурске. Предполагалось, что сюда, в конце концов, переберутся и иностранные купцы, а Казанская ярмарка угаснет. Но эта идея не сработала — Васильсурск оказался местом слишком опасным для торговой деятельности, потому что стоял практически на границе русских территорий; надежную же охрану московское правительство обеспечить не смогло. Макарьево-Желтоводский монастырь на гравюре 1816 года — это был год переноса Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород. Император Александр I, портрет работы Франсуа Жерара. Присоединив Казанское ханство к Руси, Москва уничтожила ненавистную Казанскую ярмарку, и в течение нескольких десятилетий торговать на Волге было негде. Поэтому когда Ма-карьево-Желтоводский монастырь был возрожден, под его стенами стали организовываться стихийные торжища. Популярность этой торговой площадки быстро росла, и в 1641 году ее официально, соответствующим царским указом, «закрепили», приурочив ко дню памяти преподобного Макария (надо сказать, что время торговли, в середине лета, было очень удобным). Так родилась знаменитая Макарьевская ярмарка. Все торговые пошлины, взимаемые с торговцев, в первые 25 лет ее существования доставались монастырю. В 1667 году царь Алексей Михайлович дозволил купцам первые пять ярмарочных дней торговать бесплатно, а во все последующие дни платить налог в казну, на долю обители же осталась лишь плата за торговые площадки. В 1681 году монастырь вернул себе все ярмарочные сборы, но ненадолго — в 1700 году царь Петр I окончательно подчинил ярмарку центральной власти. Тем не менее, доходов, полученных во второй половине XVII века, хватило монастырю для того, чтобы отстроиться в камне. Это было время расцвета обители. Ярмарочные масштабы позволяли жить вполне безбедно. Тогдашняя ярмарка давала девятую часть торгового оборота всей страны. В XVIII веке значение Макарьевской ярмарки продолжало расти — летом у стен Желтоводской обители бурлил целый город. Неудобство заключалось лишь в близости Волги — во время весенних паводков водой нередко «смывало» деревянный Гостиный двор и прилегающие к нему временные балаганы. После этого строили новый главный торговый корпус, который в ближайшие годы ожидала участь его предшественников. |